— 34 —
Весной 1847 г. холера снова появилась в Poccии. Перейдя из Пepcии на Кавказ, в мае месяце она показалась в Кизляре и оттуда распространилась по южным и средним губерниям. В этом году по официальным сведениям больных по разным местностям насчитывалось 285 460 чел., из которых до 116 500 чел. умерло, что составляет 40,80%, т.е. гораздо более третьей части всех заболевших. В начале 1848 г. болезнь несколько утихла; в некоторых губерниях она даже прекратилась, но в половине года она развилась с новой силой, охватив не только те места, где свирепствовала прежде, но проникнув и в те губернии, где ее в предшествовавшую (1830-1831 г.) эпидемию вовсе не было. Так появилась она сначала в Пермской, а потoм в Тобольской губерниях, с новой силой возобновилась в Москве и с особенной жестокостью развилась в Петербурге.
Сведения об участии в эту эпидемию гомеопатов, врачей и неврачей, не так подробны, как в тридцатых годах; тем не менее, о благотворном действии гомеопатического лечения можно судить уже по одному тому факту, что в аллопатической практике при лечении холеры появились такие средства, как например, Camphora, Veratrum, Nux vomica и др. Врачи-аллопаты употребляли эти средства на основании указаний опыта, но откуда к ним шли эти «указания опыта», о том они конечно умалчивали. Из петербургской корреспонденции в журнале «Нygea», сообщенной в феврале 1848 г., узнаем, что в Петербурге по распоряжению министра внутренних дел была открыта гомеопатическая больница для лечения холерных; редакция журнала обещала сообщить о результатах лечения в ней, но обещание это осталось неисполненным, так как по смерти д-ра Грисселиха издание журнала его прекратилось. Затем в иностранных журналах находим несколько, впрочем незначительных, данных о гомеопатическом пользовании холерных в Прибалтийских губерниях. Так, д-р Лембке сообщает, что с 1 июня по 8 августа в Риге, по официальным сведениям, насчитывалось 6041 заболевших холерой, из которых 1953 умерло и 440 осталось в лечении. Д-р Кнорре лечил в Пернове 37 больных (людей пожилых от 50 до 70 лет) и имел 16 смертных случаев3. Из средств, оказавшихся наиболее действительными, они указывали на Camphora, Jatropha, Secale, Veratrum, Acidum hydrocyanicum и Kali hydrocyanicum. Московский корреспондент журнала «Hygеa» сообщает, что мocковскиe гомеопаты употребляли преимущественно Ars. и Veratr. попеременно.
Что касается гомеопатов-неврачей, то хотя о действии их в эту эпидемию мы также не имеем сведений, но нет сомнения, что будучи рассеяны по разным местам Poccии, каждый из них в своем районе принимал такое же горячее участие в бедствии народа, как и в тридцатых годах. Так, известно, что в 1848 году попечению С. Н. Корсакова были поручены холерные больницы в части Дмитровского уезда, причем он конечно не оставался безучастным и к самому лечению больных. Помещик Зубцовского уезда Р. Т-лер, сообщая в 1862 редакции «Журнала гомеопатического лечения» о своих опытах гомеопатического лечения, рассказывает следующее: «В холерный 1848 год в доме моем в С.-Петербурге жил xopoший мой знакомый, покойный доктор медицины Ф. М. Адам. При появлении эпидемии он посоветовал мне иметь в доме 11 необходимых для лечения холеры гомеопатических средств и дал притом писанную инструкцию, как ими пользоваться. Внимание это не осталось без хороших последствий. Я тогда имел счастие подать помощь 300 и более лицам, а собственное семейство и живущих тогда в доме моем 260 чел. предохранить от страшной болезни, давая всем попеременно Сuprum и Veratrum. Таким образом, удостоверясь тогда фактически в действительности гомеопатических лекарств для лечения и предохранения от холеры, я старался с тех пор более ознакомиться с этой медициной и для этого составил, по указанию некоторых гомеопатов, небольшую библиотеку. Вскоре небольшие мои познания я мог применить в Тверской губернии Зубцовского уезда сельце Уварове к довольно обширной практике, которая еще более утвердила меня в моем убеждении и была небесполезна окружающим».
Предположение наше о деятельном участии неврачей-гомеопатов в эпидемии 1847-1848 г. подтверждается свидетельством содержателя Московской гомеопатической аптеки А. О. Форбрихера, который в изданном им «Гомеопатическом сборнике» говорит: «Эта эпоха была черезвычайно важна для гомеопатии в России; мы могли бы представить и может быть когда-нибудь представим документальные доказательства случаев не частных, но общих, где обширные местности с огромным промышленным населением при самых невыгодных климатических условиях обходились без аллопатов при заботливости одного-двух гомеопатов-любителей; когда болезнь поражала повально — выходили из нее с убылью от 8 до 15 чел. на 100 заболевших». Так как любопытные сведения, о которых упоминает А. О. Форбрихер, остались неопубликованными, то мы обращались к нему с просьбой дозволить нам воспользоваться ими при составлении настоящего очерка, но, к сожалению не могли быть удовлетворены, так как сведения эти были им в свое время переданы редактировавшему «Гомеопатический сборник» Башуцкому, и куда они девались после его смерти — неизвестно. В этот же период времени (1847-1848) появились у нас первые популярные описания холеры с указанием более действительных против нее гомеопатических средств. В 1847 г. доктором Жалем (Jal) было издано наставление, как лечить холеру — «Lе Cholera morbus et l’homoepаthie». В том же году д-р Ведринский издал «Краткое изложение гомеопатического способа лечения холеры». Подробное же сочинение было издано Брутцером в Риге еще в 1838 году, и другое в Риге же — «Anleitung zur Behandlung der Cholera», составленное трудами докторов Брутцера, Редера, Генке и Лембке.