— 45 —
Вместе с тем, с той минуты, как Ганемановы последователи присваивают себе объективную диагностику, несмотря на совершенную бесплодность в применении ее к лечению болезней по гомеопатическим основаниям, они снова сближаются с общей врачебной школой, от которой их будет разделять лишь отрицание современной рациональной фармакодинамики и сомнительные гомеопатические дозы лекарств.
В отношении возможности лечить болезни гомеопатическими пособиями, то для него необходимы наглядные доказательства, что лекарства в гомеопатических приемах могут иметь на человеческий или животный организм вообще осязательное, объективное действие, т.е. такое, которое, не ограничиваясь ощущением самого больного, слишком часто подверженным обману чувств, воображению и другим поводам к извращению правильного сознания о нем, выражалось бы наружу для всех и каждого видимым влиянием.
Здесь наперед должно быть постановлено условием, чтобы при экспериментальном исследовании действия гомеопатических приемов лекарств эти последние не употреблялись ниже 2-го деления; чтобы essentiae fortes не были причисляемы к числу гомеопатических средств, равно как пиявицы, кровопускание, кровососные банки, горчичники, мушки, клистиры, мази и припарки.
Для правильного решения вопроса о действительности гомеопатических лекарств могут быть предложены для наглядных опытов следующие практические задачи:
А) Возможно ли гомеопатическими средствами и какими именно произвесть в короткое, более или менее определенное время, по произволу врача и при показаниях к тому:
1) Расширение зрачка? Показанием к этому часто служат распознавание глазных болезней, производство глазных операций, предотвращение сращения зрачка в разных видах воспаления радужной оболочки, а также выпадения и грыжи ее при грозящем разрыве и сквозном изъязвлении роговой оболочки. Притом искусственное и произволу врача подчиненное расширение зрачка больного составляет одно из ближайших и потому наиболее верных пособий для уменьшения интраокулярного давления, наведшее Грефе на великое открытие его об излечимости глаукомы.
2) Усиление слюнного отделения, как оно часто бывает необходимым в glossoplegia, при последствиях stomatidis membranaceae, когда еще при торпидном состоянии остается сухость рта.
3) Быстрое восстановление эпителиальной ткани в полости рта и зева при афтозном процессе, в молочнице и других поражениях слизистой оболочки. Восстановление это нередко крайне необходимо, так как без него нельзя приступить к правильному питательному и тоническому лечению, для которого тем более и чаще настоит потребность, что эти болезненные состояния попадаются по большей части у изнуренных острым худосочием субъектов и сопровождаются тождественными поражениями слизистой оболочки мышечного канала.
4) Быстрое разрушение дифтерического экссудата и восстановление затем потери существа тканей от последовательного, но врачом предвиденного и средствами его подготовленного нагноения. Замедление в исполнении этого показания обыкновенно ведет за собой смертельный исход от распространения разрушительного помертвения в глубину ткани и общей инфекции соков организма болезненным продуктом, если он не подвергнут искусственному разрушению в первом периоде своего развития.
5) Произвольное уменьшение скорости и энергии сердцебиения в такой степени и в такой срок времени, как это необходимо, чтобы отвратить напор крови к легким, грозящий разрывом легочных сосудов, как например при активном расширении правого желудочка сердца или, что не менее важно, чтобы ограничить прилив крови к голове при гипертрофии левого желудочка для устранения опасности кровавого пострела, как равно и в виде методического влияния на ослабление болезненной упитанности (hypertrophia) мышечного снаряда сердца, грозящей развитием своим при частых, хотя в начале еще нервных, сердцебиениях.
6) Усиление по произволу врача, для выполнения жизненных показаний, ослабевающего или даже перемежающегося уже движения сердца при адинамических состояниях.
7) Быстрое и рассчитанное соответственно надобности сокращение воздухоносных пузырьков легких возбуждением кашля для извержения содержимого в них, запирающего доступ воздуху, с опасностью смерти от асфиксии, как это бывает при гипостатическом воспалении легких, отёке их, bronchitide capillari, pneumonia duplice, asthmate humido и наступающем параличе дыхательного снаряда.
8) Выведение из желудка верхом, в данный срок времени, попавших в него извне или в нем образовавшихся вредных веществ и болезненных продуктов (ingestа, indigesta, producta morbi).
9) Видимое и по произволу врача, убедившегося исследованием ободочной кишки в переполнении ее экскрементом, ускоренное и усиленное возбуждениe червеобразного движения кишок для выведения из них нечистот, без усиления отделения кишечных влаг, что может быть подтверждено качеством самых испражнений. Исполнение этого показания необходимо при вялости и недеятельности кишечного канала, где врач хочет и должен избегать всякого ослабления организма от потери соков, как это часто бывает у слабых, изнуренных и престарелых субъектов.
10) Энергическое и рассчитанное усиление деятельности в движении, с увеличением отделения, кишечного канала, которое по произволу врача в случае нужды может быть возведено до степени серозного выпотения, как настает к тому надобность во всех тех случаях, где врач вынужден избрать кишечный канал путем для отвлекающего способа лечения или где он имеет в виду быстрое уменьшение накопления серозных влаг в организме.
11) Произвольное выведение из кишечного канала всего содержимого в нем через употребление средств очевидно препятствующих створаживанию кала в слепой кишке, как мы достигаем этого сернокислыми солями.
12) Быстрое и энергическое, по произволу врача рассчитанное, уменьшение в объеме гиперемированной селезенки, очевидно зависящее от искусственного энергического возбуждения ее вазомоторных нервов, управляющих сократимостью волосной сосудистой системы этого органа. Постукиванием легко убедиться, в какой степени и с какой скоростью, при помощи рационального пособия, приводится в исполнение это предприятие врача.
13) Рассчитанное по степени и времени освобождение ткани печени от гиперемического и полихолического состояния ее через выведение переполняющей ее желчи с насыщенными этою влагой экскрементами характеристического цвета и качества, за чем неизбежно следует подтверждаемое перкуссией быстрое уменьшение объема этого органа и исчезание болезненной чувствительности его.
14) Выведение наружу свободнолежащих в кишечном канале разных пород глистов.
15) Произволу врача подчиненное усиление отделения урины в данный срок и притом с увеличением то серозного отделения, то мочевины, то мочекислых солей, как в этом встречаются показания в водянках, болезнях воспалительных, ревматических, артритических, при каменном худосочии, скарлатине и других случаях.
16) Произволу врача подчиненное непосредственное усиление сократимости матки или зияющих кровеносных сосудов ее, как к тому настоит жизненное показание при исчезающих потугах и грозящих иногда смертью стремительных маточных кровотечениях.
17) Уничтожение по воле врача специфическими средствами эпифитов и эпизоев, гнездящихся на коже человека, как например morpiones, acarus scabiei, паразит tineae favosae и др.
Равно необходимы для убеждения в действительности гомеопатического лечения наглядные доказательства, что посредством его возможно достижение рассчитанного и предвидимого изменения химизма в органических тканях и влагах, составляющее нередко жизненное показание. Coмнениe в этом отношении может быть уничтожено разрешением следующих задач при производстве исключительного гомеопатического лечения:
18) Рассчитанное, по произволу врача, уменьшение избытка фибрина, чрез pacтворениe его в крови и поощрение перехода его в мочевину и мочевую кислоту и выведение в таком случае через почки. В исполнении этого показания часто настоит надобность при лечении воспалений и воспалительного крaза крови, обыкновенно без рациональной помощи имеющих исходом нагноение, омертвение и смерть.
19) Рассчитанное соответственно потребности увеличение содержания гематина и окрашенных шариков в крови, сообразно степени утраты их, как это бывает в белокровии (leucohaemia) и бледной немочи (chlorosis).
20) Пополнение, соответственно потребности, недостающего содержания фосфора и углекислой извести в костях, как нередко оказывается необходимым при рахитизме, размягчении костей (osteomalacia), недостаточном образовании костной мозоли (callus infirmus) и других случаях.
21) Верное, рассчитанное и основанное на механических законах pacтворение желчных и мочевых конкрементов известного состава чрез употребление соответствующих средств. Первые из них в таких случаях выходят наружу в уменьшенном объеме и размягченном состоянии, последние выводятся из организма в виде песочного осадка в моче.
22) Осязательное освобождение желудка и кишок от растягивающих их газов посредством употребления врачебных веществ, их поглощающих через химическое сродство.
23) Быстрое, соответственно потребности и степени недостатка, пополнение соков организма, извращенных в составе своем недостающими составными частями при острых худосочиях и сродных им состояниях, как это делается необходимым при тифозном кразе крови, болотном худосочии, остром скорбуте и других инфекционных болезнях.
24) Произволу врача подчиненное створаживание белка крови при останавливании стремительных кровотечений.
25) Последовательное и на законах науки с математической точностью рассчитанное превращение в соли, или индифферентные по химическому составу их, или безвредные для организма по их нерастворимости химических ядов, введенных извне в организм, как-то: свинца, ртути, мышьяка, щелочей и едких кислот.
Для выполнения разнородных показаний при лечении болезней оказывается часто необходимым вызвать верное и всегда постоянное, хотя неочевидно объективное, врачебное влияние на отдельные части нервной системы и отправления ее и управляемых ею органов. Рациональная медицина имеет в этом отношении свои специфические средства: для мозга (опий, мускус, алкоголь, цинк), мозжечка (страмоний), спинного мозга (препараты чилибухи), желудочного сплетения (висмут), накожных нервов (камфара) и др.
26) Какими пособиями при гомеопатическом лечении могут быть исполняемы эти показания; какие средства употребляет гомеопатия для излечения перемежающихся болезней (morbi typici, intermittentes)?
27) Какими врачебными пособиями владеет гомеопатия, чтобы вызывать по произволу врача наперед рассчитанные лихорадочные движения с целью возбуждения отделительной деятельности органов и тканей, нередко необходимого в хронических болезнях для споспешествования их разрешению?
При лечении болезней нередко настоит надобность в назначении таких специфических средств, которые верно и с постоянным успехом излечивают специфическую болезнь. Сюда относятся употребляемые в рациональной медицине врачебные пособия против венерического, золотушного и других худосочий.
28) Какими пособиями заменяет их гомеопатия?
Для достижения физических целей при лечении болезней рациональная наука имеет свои пособия; так, например, обволакивающие средства — для укрытия от воздуха и от влияния едких отделений, как равно и для умащения тканей, находящихся в раздраженном состоянии; всасывающие вещества — для поглощения острых соков; дезинфицирующие — для ограничивания гангренозного разрушения, и т.п.
29) Чем достигается выполнение этих показаний при гомеопатическом лечении?
Наконец, нередко представляется надобность при лечении болезней в произведении наружного раздражения с целью вызвать, по плану пользования больного, эритематозное, пустулозное и папулозное воспаление, начиная от слабейшей степени его до омертвения ткани, в виде струпа.
30) Какими пособиями достигается эта цель при гомеопатическом пользовании?
Наглядные и осязательные опыты должны доказать, что гомеопатия владеет врачебными пособиями, помощью которых возможно точное, верное и воле врача во времени и силе действия подчиненное выполнение вышеисчисленных врачебных целей, встречающихся на каждом шагу врачебного противодействия недугам рода человеческого. Одним этим путем может быть достигнуто несомненное убеждение в том, что гомеопатия должна быть допущена наравне с рациональной медициной на пользу человечеству. В противном случае должно укрепиться сознание, что гомеопатическое пользование болезней не только людьми с наукой вовсе незнакомыми, но даже и гомеопатическими врачами есть одно из общественных зол, требующих ограничения. Пускай каждый судит по особенному чувству, каково должно быть на совести врача, если он, положа руку на сердце, в виду страданий и опасности для жизни больного должен сознаться, что не может выполнить врачебных требований вроде вышеисчисленных, потому только, что он самовольно отказался от священных истин, которые с таким трудом дознала отвергнутая им наука.