— 71 —
Даже в далеком Иркутске стала известна гомеопатия. Замечательно, что здесь она приняла роль союзницы тамошнего миссионерского общества при обращении инородцев в христианство. В отчетах этого общества за 1866 год читаем: «По сведениям, полученным из Алтайской миссии, видно, что бывали случаи, где миссионеры при помощи гомеопатии своими удачными исцелениями изумляли даже лам, хвалящихся своим искусством лечения; можно сказать, что когда наши миссионеры ознакомятся с легким и верным гомеопатическим способом лечения, то они сильно поколеблют влияние лам на инородцев». На этом основании Иркутский архиепископ, в виду очевидной пользы этой меры, снабдил всех миссионеров гомеопатическими аптечками и лечебниками. Распространению гомеопатического способа лечения между жителями Иркутска много способствовал также проживавший там долгое время врач-гомеопат д-р Луковский. Потом он переселился в Саратов, где занимается практикой и до сих пор. Кроме Луковского, в Саратове с успехом практикуют д-р Кнорре и Бобров; последний не врач, но с основательными познаниями в естественных науках, приобретенными им в Казанском университете. В Волынской губ. в городе Староконстантинове с 1857 года занимается гомеопатической практикой д-р Уляницкий. Из отчета о результатах его практики в 1873 г. видно, что в лечении у него находилось больных разными болезнями 553 чел.; из них выздоровело 469, умерло 23 и к концу года оставалось в лечении 61. Наконец, мы видим, что земства некоторых уездов, сознавая беспомощность сельского населения в отношении врачевания, решились обратиться к гомеопатическому лечению.
Так, оно введено в Спасском уезде Казанской губ. и в Белевском Тульской, в последнем по инициативе председателя земского собрания барона Черкасова, который был наведен на эту мысль статьей «Тульских епapxиальных ведомостей» (1865 г. № 15) «О лучшем способе врачебной помощи для нашего простонародья». Предложение барона Черкасова было принято в виде опыта на три года, с 1870 по 1873 г. В докладе Белевской управы, представленном земскому собранию в последнем году, читаем: «По определению Белевского уездного земского собрания, состоявшемуся 5 сентября 1869 г., были выписаны управой гомеопатические аптечки в количестве 20 и розданы священникам Белевского уезда вместе с руководствами к употреблению оных. На этот предмет земским собраниям вносилось в смету с 1870 по 1873 год по 150 р., израсходованы же только назначенные по сметам на 1870 и 1872 годы, всего 300 р., остальные же, за 1871 год, 150 р. присоединены были к остаткам, а 1873 г. еще не израсходованы. По сведениям, доставленным от 13 священников об успехе врачевания, оказывается, что гомеопатический способ лечения приносит пользу, так как они удостоверяют, что болезни несложные, свойственные крестьянам, излечиваются, чему можно вполне верить, ибо к тем священникам, которые принятым на себя делом занимаются с любовью, обращаются многие…». Затем доклад, назвав поименно священников, подававших помощь, и число больных, обращавшихся к каждому из них, заключает:»Всего, при пособии 300 р., 7357 чел. больных в течении около трех лет получили облегчение от своих недугов».
Итак, прибавим мы, при ничтожной ежегодной денежной затрате сельское население Белевского уезда получало врачебную помощь по меньшей мере на 2452 человека в год! Цифра внушительная для тех, кому доверены заботы о народном здравии.
Мы очень хорошо знаем, что наши противники аллопаты не придают никакого значения участию неврачей в врачевании народа: по их понятиям, это ничего больше, как невинное препровождение времени в деревенской глуши, забава от нечего делать, не приносящая никому никакой пользы, кроме самообольщения самих лечителей. Найдутся, может быть, и такие, которые не задумаются подать голос за преследование этих непризнанных врачей, как людей если и не приносящих своими нулями положительного вреда, то вредящих уже тем, что отвлекают больных от действительной помощи, какую бы они нашли у них, ученых врачей. Обходя вопрос о «действительной помощи», мы спросим только: да где же эти врачи? Не слышим ли постоянно одно и тоже, что по недостатку не только ученых, но хоть бы таких, которые имеют официальное право лечить, народ наш остается без всякой помощи? Что такое три-четыре земских врача на целый уезд при наших дорогах и других условиях русской жизни? Что касается степени пользы приносимой неврачами-гомеопатами народу, то стоит только обратить внимание на корреспонденции из разных мест империи, помещавшиеся в «Журнале гомеопатического лечения» (1861—1863) и в «Журнале Общества С.-Петербургских врачей-гомеопатов» (1872—1876). В этих корреспонденциях, чуждых самохвальства и самообольщения, описываются болезненные состояния исключительно по симптомам страдания, по совокупности которых и врач не может не признать иногда весьма серьезную болезнь, и затем лечение гомеопатическими средствами, по большей части весьма удачное. Вот на этот-то отдел гомеопатических журналов, озаглавленный словами «Домашняя медицина», мы и обращаем внимание представителей нашего земства, справедливо озабоченного недостатком медицинской помощи народу, которую организовать принятым у нас способом, т.е. приглашением трех-четырех врачей и устройством одной или двух больниц на весь уезд, нет никакой возможности.
До тех пор, пока в уезде не будет увеличено число пунктов для подания врачебной помощи, масса населения всегда будет оставаться в беспомощном положении, несмотря на тысячные налоги, которые вносит оно на обеспечение народного здравия, и всегда будет в зависимости от сельских знахарей и знахарок, отравляющих народ своими снадобьями. Мы далеки от того мнения, что следует оставить принимавшиеся до сих пор земством меры к обеспечению народного здравия и вверить его исключительно неврачам, освоившимся с гомеопатическим лечением, но убеждены, что помощь последних далеко не бесполезна, и что поэтому пример Белевского земства вполне достоин подражания.