Врач в гомеопатии. -6-

-6-

ВРАЧ

Медицинская наука постоянно находится в поиске чего-то нового, и очень часто новые факты заставляют пересматривать устоявшиеся общепринятые концепции. Это нормальное явление.

В эти «смутные времена» больные, многие из которых очень при­стально следят за эволюцией медицины, перестают доверять официаль­ным врачам и часто переходят в наступление. Их критический ум, обо­стренно воспринимающий все, что касается их болезни, направлен тогда против лечащих врачей. И если перед хирургом, решительность и зна­ние своего ремесла которого их подавляет, они робеют, то с терапевтом такие люди спорят охотно и по малейшему поводу, так как прекрасно осознают его нерешительность и беспомощность. А как бы вы хотели иначе? Ведь уже давно наши коллеги-аллопаты не подбирают дозировку и лекарство индивидуально каждому пациенту, чем по праву гордилась старая школа фармации, а назначают их в стандартной дозировке и по показаниям, определенным чиновниками от медицины, что исключает всякую личную ответственность.

При лечении принципы фармакодинамики просто игнорируются, и если некоторые добросовестные врачи еще знают механизм действия назначаемых ими лекарств, то большинство современных врачей не знают, да и не хотят знать, как действует то или иное лекарство, считая достаточным то, что сказано в инструкции по применению, или следуя указаниям рекламы.

В современном обществе профессия врача необходима, в этом не может быть сомнений, но при подготовке его надо ориентироваться в другом направлении. Получив во время обучения громадное количество информации, врач не знает общих, фундаментальных принципов и по­этому не может применить свои знания на практике, чтобы, опираясь на базовый принцип и используя наблюдения за больным, индивиду­ально назначить лечение. Он превращается в ремесленника, работает механически, безо всякого воодушевления и все больше и больше ра­зочаровывается в своей профессии, видя, как постоянно падает его пре­стиж, и тогда врач старается с помощью интеллекта или спорной ди­пломатии как-то упрочить свое положение в обществе и обеспечить свое будущее.

Простота постановки диагноза с помощью лабораторных исследо­ваний является видимостью: тесты, которые используются во все уве­личивающихся количествах для достижения большей точности, часто дают неточный результат или неправильно интерпретируются и, как следствие, медикаментозное лечение не дает результатов. Очень часто он как врач может предложить только методы натуропатии, и вскоре вся его практическая деятельность укладывается в принцип «Primo поп посеrе».

В наше время, когда невежество и предрассудки мирно уживаются с прогрессом науки и цивилизации, когда беспорядок становится прави­лом, а безопасность — исключением, врач не должен разочаровываться в своей профессии. Необходимо вернуть то уважение, которое ранее ок­ружало человека, посвятившего себя искусству врачевания.

В то время как выдающиеся ученые, чьи высказывания демонстри­руют их глубокий ум и исключительную честность, отмечают идейный разброд в современной медицине и помогают понять несостоятельность искусственно построенной терапии, наш долг восстать против этой кон­цепции Медицины с ее несостоявшимися надеждами и находящейся в плену изящного скептицизма.

Медицина — это искусство врачевания. Врач должен лечить: только тогда он выполняет свою социальную функцию и обретает уважение окружающих. Во врачебном искусстве рабочим инструментом является лекарство, а «материалом» — больной человек, который давно уже игнорируется как личность и рассматривается только как ор­ганизованная материя.

Но в последнее время все больше и больше появляется работ, рас­сматривающих человека как целостную личность и порой стремящихся определить его истинную ценность. Гиппократ снова стало на злобу дня, и снова приобрели актуальность концепции филосо­фов средневековья.

Медицинское наблюдение, как его понимают в гомеопатии, не является только клиническим обследованием. Любые наблюдаемые у пациента симптомы, объективные или субъективные, биологические или физические должны собираться и оцениваться одновременно с трех точек зрения: типологической, клинической и терапевтической. Ни один метод исследования не должен остаться без внимания, даже самый экзо­тический, такой как, например, остеопатия или иридодиагностика.

И тогда используется знание гомеопатической Materia Medica, ко­торое позволяет установить четкую связь между наблюдаемой кли­нической картиной и патогенезом лекарственного средства, выявленно­го экспериментальным путем. Это обязывает лечащего врача поста­вить точный терапевтический диагноз и назначить строго опреде­ленный препарат.

Непосредственно в лечебной деятельности врач-гомеопат имеет огромное преимущество перед своими коллегами-аллопатами, так как верит в свою Медицину. И это совершенно естественно, потому что он ежедневно видит эффективность своего труда, опирающегося на незыб­лемые принципы гомеопатической медицины — закон подобия, на­значение препаратов в ничтожно малых дозах и, как абсолютный кон­троль, действие правильно подобранного препарата.

Он не может «схалтурить», так как это сразу же проявится: каждый случай требует от него приложить максимум знаний и умений, но врач так часто бывает вознагражден за потраченные усилия самым неожи­данным образом, что каждодневный напряженный труд не становится ему в тягость.

Когда к знаниям гомеопатической доктрины добавляется солидный клинический опыт, человек уже ясно видит надуманность и оторванность от практики современных медицинских теорий, которые сменяют друг друга с удивительной быстротой. Опытный врач-гомеопат четко пред­ставляет себе эволюцию заболевания и может правильно оценить измене­ния, происходящие в процессе излечения. Более того, он может предви­деть и предупредить заболевание, зная конституциональный тип больно­го и, следовательно, к каким болезням человек предрасположен.

Больной организм рассматривается как динамическая систе­ма, вышедшая из равновесия, которое нужно восстановить.

При изучении аллопатической медицины бросается в глаза боль­шое различие во взглядах, ненадежность и обобщенность методов лечения, хаос в классификации болезней, а в гомеопатической медицине — незыблемость принципов, индивидуальный подбор лекарства, досто­верность и точность оценки результатов лечения.

Но не нужно спешить с выводами: они будут чаще всего оши­бочными. Медицина едина и искусство врачевания зиждется на двух принципах, сформулированных еще задолго до наших дней: «противо­положное лечится противоположным» и «подобное лечится подоб­ным». Применение каждого из них требует своей методики, построен­ной на своих принципах. Противопоставлять одно другому глупо. Нель­зя снова сделать ту же ошибку, которую совершил Гален, противопоста­вив один принцип другому в ущерб учению Гиппократа. Нельзя допус­тить нового непримиримого противостояния аллопатов и гомеопатов, возобновить бесполезные и смешные дискуссии. Почему же не признать положительных результатов, достигнутых при лечении амебиаза Ipecacuanha, а вторичного сифилиса — Mercurius cyanatusl Почему не признать преимущества мышьякового бензола и висмута при лечении приобретенного сифилиса, сожалея, правда, о чрезмерно обобщенном их использовании? Зачем оставлять без внимания препараты, доказав­шие на практике свою способность продлить жизнь человека, восполняя недостаточность функционирования какого-нибудь органа и нередко приводящих к стабилизации состояния в течение определенного време­ни? Зачем отказываться при внезапных и острых приступах от аллопа­тического лекарства, прошедшего соответствующее испытание и спо­собного за несколько минут снять боль и облегчить страдания больного? Почему не признать открытие Флемминга и не использовать антибиоти­ки, изумительное действие которых позволяет вылечить больного в случаях, считавшихся ранее безнадежными?

Первейший долг врача — лечить, и все, что способно привести к выздоровлению, должно быть использовано. И наши коллеги-аллопаты поступают совершенно правильно, используя органотерапию, гемотерапию, аутовакцины и поливалентные сыворотки.

«Удивительно, но это бесспорный факт, который может быть остался бы незамеченным, если бы не повторялся снова и снова, — пи­шет в своем замечательном труде о Гиппократе г-н Гастон Бэсэт (Gaston Baissette), — особенно эффективно действуют те вакцины, возбудитель которых не обнаружен; то же самое относится к оспе и бешенству. Так что методы аналитической медицины, основанной на эксперимен­тальном методе, целиком построены на невидимых сущностях, обна­руживать которые не в состоянии, даже используя самые чувствительные приборы. В общем, чистая абстракция».

С того момента, как доктор Райт (Wright) разработал метод вакци­нации, все крупнейшие исследователи в этой области медицины опира­ются на метод подобия, неоспоримо подтверждая тем самым правиль­ность закона подобия, установленного Гиппократом.

Не нужно упорствовать, делая все новые и новые попытки вы­лечить больного и снова и снова разочаровываясь в результатах лечения! Почему не использовать ваши обширные познания по-другому? Не нужно зря тратить время и силы, противопоставляя аллопа­тическую (аналитическую или галенову) медицину гомеопатической (синтетической или гиппократовой) медицине: анализ — это исследова­ние, синтез — наблюдение. Все патологические состояния нужно тща­тельно изучать: их причину, пути развития и вызываемые ими последст­вия. Но природа связала их воедино, и именно на знании этих законо­мерностей и должна базироваться медицина.

Учение о патогенном микроорганизме как первопричине заболева­ния свое отжило. Нельзя ограничиваться только поиском возбудителя! Нужно изучать, как это делается в гомеопатии, реакции организма при инфицировании!

В поисках причины заболевания нас постоянно сдерживает какой-то неизвестный механизм неопределенности, действие которого прояв­ляется как в катаклизмах космического или национального масштаба, так при психических или соматических патологиях у человека.

Чтобы разобраться, необходимо возвратиться к самым истокам ме­дицины. Не нужно противопоставлять Гиппократа и Галена. Нужно при­знать, что Самуил Ганеман — это гений, которого нельзя игнорировать. Убежденные гомеопаты, но отнюдь не сектанты от медицины, мы бес­конечно восхищаемся честными и добросовестными работами наших коллег-ученых, но мы убеждены, что если они хотя бы единожды отбро­сили владеющие их умами иллюзии, то французская медицина вступила бы в новую эру процветания.