Дух гомеопатии. -11-

-11-

ДУХ ГОМЕОПАТИИ

Гомеопатия — это наука, которая базируется на точной и истинной доктрине и которая требует неукоснительного соблюдения точной мето­дики.

Знание доктрины приводит к формированию Духа Гомеопата, она обязывает к Наблюдению и Размышлению.

Знание Практики приводит к Методике, разнообразные и мно­гочисленные элементы которой — типологические, клинические и те­рапевтические, тесно взаимосвязанные между собой, — делают возмож­ным точное определение одного или нескольких лекарств, действие ко­торых приводит к выздоровлению пациента. Каждый врач-гомеопат должен тщательно изучить эту методику, потому что именно она гаран­тирует ему успех, а больному — максимум шансов на излечение.

Но прежде чем продолжить изучение, считаю необходимым полно­стью или частично объяснить разницу в позиции, которую обществен­ное мнение занимает в отношении гомеопатии. Я не буду вмешивать сюда разумную критику своих коллег, приводимые научные доводы ко­торых могут быть «научно оспорены», но, поскольку мы должны вместе изучить Практику Гомеопатии, я хотел бы продемонстрировать проти­воположность мнений, высказанных общественностью, без сомнения, потрясенной изменчивостью полученных результатов.

«Гомеопатия, — утверждает один, — какое надувательство!» «Гомео­патия, — восклицает другой, — это лечение, которое творит чудеса!» «Quod, qui credit operaturper miraculum», — писал Парацельс в своей кни­ге «Deente Dei».

Нужно ли считать, что глубокая вера в наши лекарства является не­обходимой для достижения результатов или над всеми нашими усилия­ми господствует наглое шарлатанство?

Надувательство или чудо? Один знакомый, которому я многим обя­зан, д-р Анри Фавр (Henri Favre), дал удачное определение слова «чудо». Чудо — это «необычное событие, которое не может быть стандартным, это необъяснимый феномен, потому что «временщик» не может из-за недостаточного знания законов природы установить тесную и точную связь между наблюдаемыми явлениями и неизвестной причиной».

«Гомеопатическое чудо» существует только потому, что люди не знают о механизме терапевтического действия, которое, проявляется чрезвычайно быстро и очень наглядно. В действительности чуда не су­ществует, так как это «серийный факт», который может быть «серийно» повторен всякий раз, когда будут найдены показания и врач-гомеопат установит в своем сознании тесную связь, объединяющую болезненные проявления с соответствующим так же точно определенным лекарством.

При тяжелом заболевании дифтерией действие Mercurius cyanatus действительно кажется чудесным, так же как при застойной пневмонии таким же «чудом» будет действие Phosphorus, потому что результат, полученный за несколько часов, будет поистине удивительным — при главном условии, о котором вы должны всегда помнить — Mercurius cyanatus и Phosphorus должны быть показаны для лечения конкретного случая вышеупомянутых заболеваний. Их показания к применению, приведенные в Materia Medica тщательно выверены.

Так же обстоит дело и с лечением хронических заболеваний, ско­рость прогрессирования которых, кажется, носит неизменный характер: наблюдалось резкое улучшение состояния у больных, относящихся к Sycosis, при использовании Thuja или Medorrhinum, а у больных, отно­сящихся к Psora, — при назначении Sulphur, Lycopodium или Psorinum. Примеров более чем достаточно, и мы не должны забывать о мно­гочисленных случаях заболевания туберкулезом или раком, счастливый исход которых произвел сильное впечатление на окружающих.

Гомеопат не творит чудес и далек от того, чтобы считать себя чудотворцем, способным вылечить любое заболевание. Он знает, что его знания далеки от совершенства и что он должен неустанным еже­дневным трудом повышать свой профессиональный уровень, чтобы со­ответствовать требованиям тех, кто имел честь довериться его заботам. Если он иногда и гордится от сознания своей значимости «целителя», то ежедневная практика призывает его к необходимой скромности перед лицом трудностей, которые он нередко испытывает при достижении результата. Однако при малейшей неудаче его тотчас упрекают в несо­стоятельности гомеопатии, ценность которой тогда не только ставится под сомнение, но и абсолютно отрицается.

Рассмотрим эти неудачи и изучим их причины, которые бывают двух типов: одни — психологические, другие — научные.

Множество больных приходят к врачу-гомеопату с абсолютным убеждением, что их страдания могут быть немедленно облегчены и бы­стро излечены, как, например, у г-на X или г-жи Z. Доверие, которое они оказывают вам, абсолютное, и почему вы хотите, чтобы было иначе? Они хотят за несколько дней обрести здоровье, которое не смог­ли обрести за долгие годы. Их разум, не способный понять всю слож­ность ситуации с медицинской точки зрения, не находит никакой разни­цы между заболеванием, от которого они страдают, и болезнью соседа, которому посчастливилось так быстро вылечиться. Рак или туберкулез, неизлечимые органические поражения или функциональные нарушения, — их совершенно не волнует диагноз, потому что они надеются на го­меопата с его сильнодействующими и таинственными лекарствами.

Увы! Их надежды вскоре развеются, и, вначале удивленные и до некоторой степени возмущенные тем, что врач ничего им не обещает, они быстро упадут духом, если в течение нескольких дней не наступит выздоровление. Их терпение, значительно ослабленное в результате предыдущего лечения, не воспринимает неудач, и они предпочитают тотчас отказаться от терапии, которая, на их взгляд, оказалась несостоя­тельной, и не упускают случая заявить об этом.

Вторая причина наших неудач заключается в использовании невер­ных методик лечения, и я считаю разумным показать вам сразу же то, что не нужно делать, продемонстрировав вам «неверную практику лечения», которая поможет объяснить ряд наших просчетов. Оставив в стороне несостоятельность, причина которой кроется в недостаточном знании клиники и гомеопатической Materia Medica, я признаю, что в лице гомеопатов мы имеем серьезных, трудолюбивых, хорошо осведом­ленных врачей, вся воля которых с полной самоотверженностью на­правлена к единственной цели: излечение больного.

Здесь нужно отметить два подводных камня, которых трудно избе­жать, особенно, если не знать о них. Или врач, добросовестно изучая лекарственное средство, то есть его характеристики, свойства, симпто­мы, ограничивается поиском болезненных проявлений, аналогичных его больному, не придавая важного значения клиническим симптомам и причине наблюдаемых расстройств. Или, недостаточно уяснив суть но­вого метода лечения, он будет назначать гомеопатическое лекарствен­ное средство по клиническим показаниям, как это принято в аллопа­тической медицине, теряя таким образом смысл приведения в действие закона подобия.

Рассмотрим пример с восемнадцатилетней молодой девушкой, об­ратившейся к нам со следующими симптомами: месячные нерегулярные и скудные, могут сегодня появиться, а завтра исчезнуть. Бели частые и перемежающегося характера. Всегда испытывает чувство усталости, анемичная, у нее нет ни чувства голода, ни жажды, она не любит ни мя­са, ни горячей пищи и всегда забывает о питье во время еды. Процесс пищеварения нарушен: ее то крепит, то слабит, стул не всегда одинаков и варьируется по консистенции и цвету. Всегда испытывает озноб, хотя часто температура не повышается, не переносит жару, которая вызывает у нее приливы крови, и чувствует себя хорошо только на свежем возду­хе. Отдых особенно вреден для ее здоровья хотя бы потому, что для это­го ей пришлось бы двигаться, несмотря на то, что она понимает всю пользу движений. Чувствуя усталость по утрам, она не может заставить себя подняться и не хочет спать. При осмотре вы отмечаете недоста­точность всех органов, которые, по-видимому, функционируют замед­ленно, но не обнаруживаете никаких нарушений. Ваше внимание при­влекает, однако, более или менее выраженная бледность конечностей, и семья ее настаивает на том, что больная стала апатичной, ленивой, очень чувствительной, она может плакать из-за пустяков и пере­менчивость ее характера часто проявляется быстрым переходом от сме­ха к слезам, который без колебания можно приписать к повышенной нервозности.

Гомеопатический диагноз указывает на необходимость применения Pulsatilla. Вы даете это лекарство, и состояние больной улучшается. Вы вылечили ее? Нет, так же как вы, наверное, не поймете, почему она ос­тается сторонницей использования Pulsatilla, и так же как вы, наверное, не определили гибельных причин прогрессирующей трансформации этой больной, натура которой, предрасположенная к заболеванию ту­беркулезом, позволит вам быстро добиться выздоровления, используя соответствующую терапию.

Рассмотрим другой случай с больной 50-ти лет, находящейся в климактерическом периоде, которая вот уже несколько лет страдает от приливов крови к лицу и гиперемических кризов в голове. Она спит плохо, так как ее часто тревожат сновидения и кошмары: она видит сво­их умерших родителей или их погребение. После сна она чувствует себя еще хуже и жалуется на чувство сдавливания в области шеи, груди, жи­вота, она не терпит никаких сдавливающих одежд и испытывает посто­янную нужду в свежем воздухе, страдает от сердцебиения и удушья. Вы сразу же подумаете о Lachesis и добьетесь кратковременного успеха, который, однако, долго не продержится. Тогда вы пропишете Bella­donna или Glonoin, и опять получите только временный результат, хотя, кажется, эти гомеопатические средства очень показаны. Изучите более внимательно, особенно «клинически», вашу больную, и вы установите, что гипертонические кризы развиваются на специфической почве -Sulphur, Aurum или Syphilinum полностью излечат вашу больную.

Диагноз гомеопатического средства не исключает клинический ди­агноз. Этот последний всегда полезен и нередко необходим в той форме, в какой мы его представили для точного определения эффективной те­рапии.

И наоборот, представьте себе больного брюшным тифом с клас­сическими симптомами: упадок сил, крайнее истощение, бред, сухость слизистых оболочек, губы сухие и растрескавшиеся, фулигинозный на­лет, дрожание голосовых связок и языка, характерный жидкий стул, вздутие живота, чечевицеобразные розовые высыпания. Серодиагности­ка положительная, она не вызывает никаких сомнений. Больной явно тифозный. Будучи убежденным гомеопатом, вы предписываете своему больному поочередно Baptisia, Gelsemium, Arsenicum album, Rhus toxicodendron безо всякого результата, однако вы знаете — потому что об этом читали и слышали, — что именно они являются гомеопатическими средствами, обычно используемыми при лечении больных брюшных тифом.

Так что же, гомеопатия потерпела крах? Нет, вы просто пренебрег­ли гомеопатическим наблюдением вашего больного и не заметили, что он постоянно старается содрать кожу с носа. Нужно было назначить Arum triphyllum. А если язык сухой, гладкий, как бы покрытый глазурью, то Terebinthina.

Рассматривая больного с бронхиальным заболеванием, вы сразу же подумаете о Bryonia, Ipecacuanha или обоих в сочетании. Для больного, страдающего ревматическим заболеванием: Bryonia, Rhus toxicodendron или оба с чередованием друг друга. Действовать так — это значит совер­шать грубую ошибку, так как вы лишаетесь средства лечения, которое гомеопатия преподносит вам со своим логическим здравомыслием.