Хронические или острые заболевания не появляются на пустом месте, а только на «подготовленной почве». -19-

-19-

Любая болезнь, острая или хроническая, подготавливается, обу­славливается, если использовать более современные выражения, всей совокупностью условий, зависящих, несомненно, и от окружающей сре­ды, но в первую очередь, от самого больного, здоровье которого вре­менно или постоянно нарушается. Это состояние предболезни может быть описано для любого заболевания. Его можно если и не устранить соответствующим лечением, то, без сомнения, отсрочить появление вы­раженных болезненных проявлений. Но для этого необходимо, чтобы врач стал мыслить по-другому: лабораторные исследования должны уступить место клинике, но основным в клинике должно стать наблю­дение, а не только обследование.

Причина болезней не патогенный микроорганизм, тем более что и они не появляются сами по себе. Причина болезней лежит более глубо­ко, и мы должны напрячь все свои силы и использовать все свои знания, чтобы найти ее, исследовать и понять.

Хронические или острые заболевания не появляются на пустом месте, а только на «подготовленной почве», а эта подготовка зависит от двух элементов:

— возбудителей, переданных по наследству

— и от поведения самого человека.

Мы получаем от своих родителей, а скорее от предков, некую суб­станцию, сущность которой мы не можем объяснить, но которая опре­деляет нашу предрасположенность к определенным заболеваниям. Па­рацельс называет эту субстанцию mumie, Ганеман — миазмами, Пастер -токсинами, а Кальметт — ультравирусами.

Для защиты у организма имеются не только клеточные механизмы или поддержание нервного равновесия, если смотреть более широко и глубоко, мы заметим, что существует еще внутренняя сила, которая составляет суть (essentia) нашего существа (substantia), характеризую­щая темперамент человека, определяющая его как Личность. В кли­нических наблюдениях обязательно должны учитываться оба эти факто­ра — наследственный н индивидуальный, переданный и приобретенный. Любой терапевтический метод, который не учитывает один из этих фак­торов, обречен на неудачу или на очень кратковременный успех.

Рассмотрим аллопатическую, или, как она еще называется, клас­сическую медицину. Дело, которое она делает, замечательно. Ни в ка­кую другую эпоху болезни и больной организм не изучались так тща­тельно. Анализ малейших изменений в человеческом организме, изучение изменений в психике и тканях проводится по всем научным правилам. По всем органам ведутся самые серьезные исследования для определения причины заболеваний и предотвращения их появления: идеалом для современной медицины, кажется, было бы исчезновение всех болезней.

Однако сколько появляется новых заболеваний, сколь мно­гочисленны новые синдромы, описание которых заполняет множество медицинских журналов. А на практике! Сколько колебаний по поводу диагнозов, несмотря на многочисленные лабораторные анализы и воз­росшее качество исследований.

Теоретические построения об этиологии заболеваний не выдержи­вают испытания практикой и рушатся, как карточные домики. Нозоло­гический аспект заболевания теряет свое значение в глазах врачей с ка­ждым новым днем врачебной практики под воздействием здравого смысла. Все бессилие аллопатической медицины особенно наглядно проявляется при лечении основных инфекций (мы говорим — «интокси­каций»), таких как туберкулез или сифилис, когда, казалось бы, бо­лезнь уже излечена, но в последнюю минуту возвращается большинство синдромов. И уже скоро новый виток эволюции медицины сделает об­щепринятыми такие пока еще оспариваемые понятия, как Psora и Sycosis, которые до настоящего времени используются только врачами-гомеопатами.

Эти токсинные категории далеко не всегда обнаруживаются при­сутствием микроба или ультравируса в крови. Однако они реально су­ществуют, и когда человек-носитель прошел соответствующий курс лечения, то у него исчезают многие внешние болезненные проявления, вызванные этой интоксикацией, а кроме того, его дети уже не получают по наследству этот миазм. Туберкулезный ультравирус сегодня уже опи­сан, завтра выявят и опишут другие — сифилитический, гонорейный, ра­ковый, вызывающие различные болезненные состояния, форма и прояв­ление которых варьируются в зависимости от сочетания этих ультра­вирусов. Потому что болезнь, не стоит об этом забывать, всегда являет­ся результатом влияния нескольких миазмов, действие которых склады­вается и интерферируется.

Когда врач попытается осмыслить эти идеи и уже с их позиций станет рассматривать клинические случаи, то очень многое , ранее непо­нятное, станет ему понятней. И тогда заболевания, тщательно описан­ные старыми врачами, не покажутся ему более какими-то призрачными, искусственно созданными образами, а наоборот, подскажут, как пра­вильно действовать при том или ином патологическом состоянии.