К больному человеку нельзя относиться формально, выписывая ему рецепт на какое-нибудь патентованное лекарство. -22-

-22-

Каждый человек представляет собой личность. Его конституция, его особый темперамент определяют его стиль жизни и род деятельно­сти, которые очень часто не соответствуют той среде, где он развивается, и поэтому он должен терпеть свое окружение, насилуя свою сущ­ность. Такой человек, как правило, сгибается под непрекращающимися ударами судьбы и страдает от этого.

К больному человеку нельзя относиться формально, выписывая ему рецепт на какое-нибудь патентованное лекарство. Больной человек — это такое же живое существо, как и вы. Его страдания являются результатом не только функциональных нарушений или органических поражений. Различные события, люди которые его окружают, условия, в которых он живет, горести, заботы и неудачи — все это способствует изменению его темперамента и характера.

В непрестанной борьбе, которую представляет собой жизнь, человек вынужден сопротивляться не только природным и социальным обстоятельствам, но также и окружающим его разрушительным факто­рам, будь они космического, человеческого или микробного происхож­дения.

Каждый человек с рождения несет в себе более или менее тяжкое бремя, полученное им по наследству от предыдущих поколений, приро­ду которого необходимо хорошо изучить.

Почему в аллопатической медицине принято за правило, что только сифилис передается по наследству, квалифицируя это как физическое свойство возбудителя? Разве не имеют такое же специфическое свойст­во передаваться по наследству такие заболевания, как туберкулез, гоно­рея и рак. Не определяют ли именно эти передающиеся по наследству болезни предрасположенность к определенным заболеваниям, которые зависят также от конституции и темперамента и которые можно не только предугадывать, но и предотвращать? Не нужно видеть в больном человеке только комплекс болезней, симптоматические выражения ко­торых должны уложиться в описанный синдром или классифицирован­ную болезнь. Более правильным и более полезным будет рассмотрение патологического состояния как отклонения от нормы. И тогда первей­шая задача врача заключается в поиске в больном человеке здорового, которым он мог бы быть, которым он должен быть и которым он станет благодаря правильному лечению.

«Высшее предназначение человека» не миф. Даже самый опытный анатом, самый подготовленный психолог далеко не все знают о человеке. Они рассматривают человека только как сложную структуру из клеток и тканей или же набор биохимических реакций. Но человек определяется своей формой так же, как гомеопатические лечебные средства определяются глубокими и объективными реакциями, вы­званными их действием на организм. Внимательно изучите ваших больных, научитесь их видеть, и вы сразу же обнаружите что в основе их сегодняшних болезней, так же как и в основе их поведения и конститу­ции и даже в привычке одеваться, лежат одни и те же глубинные причины.

Истинную клинику нельзя установить с помощью ряда биоло­гических анализов и сложных обследований, как это принято в аллопа­тической медицине. Установление истинной клиники основано на все­стороннем наблюдении за больным человеком, которое включает в себя одновременное изучение его прошлого и настоящего с тем, чтобы мож­но было правильно излечить сегодняшнюю болезнь и предотвратить будущие заболевания.