Осмотр больного. Понимание больного. -41-

-41-

В процессе осмотра врач-гомеопат не только старается установить факт, но и проанализировать его, поэтому его ум постоянно работает и каждый ответ влечет за собой новый вопрос, который для непосвящен­ного вроде бы никак не связан с предыдущим ответом.

Например, к врачу-гомеопату на прием приходит больной, который говорит: «Я пришел к Вам потому, что ужасно устал и не могу больше работать — малейшее умственное усилие требует от меня колоссального напряжения. Я подавлен и я не понимаю, что со мной происходит, ведь я сильный человек и никогда не болел».

Дальнейший диалог будет протекать приблизительно так:

В. — В какое время вы устаете?

П. — Особенно по утрам, в 11 часов.

В. — Вы беспокойно провели ночь, горели ли у вас ноги и не стара­лись ли вы найти для них местечко попрохладней? П.-Да.

В. — Вам трудно стоять и вы предпочитаете ходить? П.-Да.

В. — Вас беспокоят приливы крови к лицу, стеснение в груди и вы постоянно хотите вдохнуть свежего воздуха? У вас никогда не было эк­земы, зуда?

П. — Да, но откуда вы все это знаете?

Ответ на этот вопрос очень прост. Усталость в 11 часов утра есть в патогенезе нескольких лекарств: Ignatia, Sepia, Sulphur. Характерный симптом, указывающий на необходимость Sulphur — беспокойство по ночам с сильным жжением в стопах, вынуждающем больного искать прохладное место. Отсюда вытекает следующий вопрос и если ответ на него утвердительный, то в этом случае следует искать другие характерные для Sulphur симптомы. Ваши вопросы могут показаться бессмыс­ленными непосвященному коллеге, но они логичны, т. к. полученные симптомы врач-гомеопат должен оценить не только с клинической точки зрения, но и с терапевтической.

Больные же в таких случаях никогда не задумываются об «очевидной беспорядочности» вопросов. Напротив, они чаще всего за­являют: «Наконец-то я встретил врача, которому все понятно и который прекрасно знает мою болезнь».

Совершенно очевидно, что лучше, хорошо зная патогенезы лекар­ственных средств, четко и недвусмысленно ставить вопросы, чем терпе­ливо, часами, подробно записывать рассказ больного. Но чтобы рабо­тать таким образом, необходимо отлично знать гомеопатическую Mate­ria Medica.

Закончив опрос, следует перейти к осмотру больного. При осмотре больного методики, принятые в аллопатии и в гомеопатии, практически ничем не отличаются. Врач использует ту методику осмотра, которой владеет наиболее полно.

Лабораторными исследованиями также не следует пренебрегать, т. к. из их результатов врач может многое узнать. В частности, на осно­вании имеющихся лабораторных данных можно быстро определить глу­бину имеющихся нарушений и классифицировать их по груп­пам: сенсорные, функциональные или патологические. Но не следует спешить с заключением, что больной здоров, если результаты всех ис­следований отрицательны. Следует сказать себе: «Лабораторные иссле­дования не дают мне никаких данных» — и более тщательно обследовать больного.

В современной клинике господствует тенденция судить о бо­лезни по ее видимым проявлениям. Поэтому обследование, проводи­мое врачом-аллопатом, часто поверхностное, не проникающее в глубину больного организма, не выявляющее глубокое значение внешних болез­ненных проявлений, полностью игнорирующее истинную причину на­блюдаемого патологического состояния. Лабораторные же исследова­ния, о чем не следует забывать, дают результаты, касающиеся опреде­ленного момента жизни человека, момента очень краткого по сравне­нию со временем его существования. Эти результаты, разумеется, точные, но в действительности неправильные, т. к. человеческий орга­низм постоянно меняется и было бы большой ошибкой считать, что можно цифрой зафиксировать нарушение жизненного ритма или функ­циональное расстройство.

Заканчивая врачебное наблюдение, перед тем, как поставить окончательный клинический и терапевтический диагноз, следует обяза­тельно расспросить больного о его предках и близких родственниках. Часто бывает так, что то, что ваш пациент о них скажет, вы уже знаете из анализа его болезни. Я считаю правильным, когда о болезнях родст­венников расспрашивают в самом конце, т. к. это знание может сделать ваш опрос пристрастным, а сейчас вы просто подтвердили свои выводы, сделанные во время опроса. Вам становится ясна причина болезни и вы можете уточнить основные моменты переданных по наследству инток­сикаций, обусловивших развитие болезни вашего пациента.

Больного нужно изучать, за ним нужно наблюдать, но, в первую очередь, его нужно «понять». Врач должен понять больного (сит рrеhendere), т. е. выяснить не только глубину и объем поражений, но и спо­собы индивидуальной ответной реакции организма на болезнь, сохран­ность его функций. Правильная ориентация мысли врача-гомеопата по­зволяет ему не только определить эффективное лечение, но и выявить глубинную причину болезни, что является необходимым для восстанов­ления нормальной деятельности организма.