Никогда не рассматривайте лекарство как изолированный те­рапевтический фактор, всегда думайте о клиническом этапе, кото­рый соответствует показанному лекарству, и предвидьте последст­вия.-78-

-78-

Когда врач назначает больному Aconitum, он должен понимать, что через некоторое время ему будет необходима Bryonia. Если врач не мо­жет предвидеть развитие болезни, что иногда трудно, он может на­значить Aconitum и Bryonia в чередовании или, если он имеет дело с ин­теллигентным человеком, объяснить больному, когда он должен при­нять Bryonia.

Возьмем лекарство Aconitum. Показание к назначению Aconitum кончается, когда больной начинает потеть: больной уже не Aconitum. В этом случае болезнь будет развиваться дальше через фебрильную ста­дию с испариной, подавленностью, гиперемией лица и пульсацией арте­рий и потребует назначения Belladonna; или все локализуется в одну болезненную фиксированную точку с жаждой, постоянным жаром, су­хостью губ, беловатым языком, и вы тогда будете наблюдать стадию Bryonia.

При приступе острого суставного ревматизма сначала появляется острая боль с характерными для Aconitum возбуждением, тревогой, жа­ром. Вскоре больной замирает, стараясь не двигаться, хотя ранее был подвижным. Сустав опухает, малейшее движение болезненно, но при сильном нажатии боль уменьшается — появились симптомы Bryonia. С другой стороны, предположим, что ревматизм развивается далее. У больного нет больше симптомов Bryonia, жидкость, которая образова­лась, исчезла, но больной борется против угрожающего анкилоза, про­тив ригидности, которая появляется, как только он отдыхает, он будет мобилизовываться, чтобы размять свои жесткие суставы, ему будет лучше при движении. Стадия Bryonia уступила место стадии Rhus toxi­codendron.

Aconitum, Bryonia и Rhus toxicodendron являются дополняющими средствами.

Некоторые больные останутся на клинической стадии, соответст­вующей терапевтическому назначению Aconitum, в течение нескольких дней. Другие быстро пройдут эту стадию и вскоре появятся показания к назначению Bryonia, которые будут держаться очень долго^ пока боль­ной не примет Bryonia. То же и для клинического этапа, соответствую­щего Rhus toxicodendron. Эти последовательные стадии, которые подоб­ны патогенезу Aconitum, Bryonia и Rhus toxicodendron, составляют, на­пример, клинические этапы суставного острого банального ревматизма, чью обычную эволюцию прекрасно знает любой врач. Факт чрезвычай­но важный: если на любом рассматриваемом этапе врач назначит необ­ходимое подобное гомеопатическое лекарство, он значительно умень­шит продолжительность этого этапа. Все происходит, словно под влия­нием правильно подобранного гомеопатического лекарства эволюция болезни была ускорена. Здесь можно понять причину быстроты выздо­ровления при гомеопатическом лечении. У осложнения нет времени развиться в более серьезную клиническую форму. Болезнь управляема, ускорена и сведена на нет. Больной не «испытывает», он «избегает»; врач не «следует» за больным, но он «ведет» болезнь, клинические и терапевтические проявления которых он предвидит заранее. Рассмотрим банальный бронхит.

Вас вызвали к больному, который заболел после сильного охлаж­дения. Внезапно он почувствовал себя плохо и слег. Вы нашли его сто­нущим, лежащим в кровати, с гиперемией, температура поднялась до 39°С — 40°С. Пациент страдает от болей, которые усиливаются при ды­хании, и не может лечь на болезненную сторону. Кашель сухой без ка­ких-либо характерных признаков. Очень угнетен, тревожен и подвижен, считает, что серьезно болен и думает, что умрет. Кожа сухая и горячая, сильная жажда.

При выслушивании выявляется общая жесткость дыхания, иногда уменьшение везикулярного дыхания с болезненной стороны. Первым делом вы думаете о легочном воспалении: бронхит? Гиперемия легких? Плеврит? Вы еще не можете предвидеть клиническую эволюцию, но вы можете точно определить лечение.- Aconitum.

На следующий день больному лучше, возбуждение исчезло, жар уменьшился, но осталась сильная жажда. Болезненная точка на боку исчезла, осталась лишь легкая боль, которую больной успокаивает, ло­жась на болезненную сторону. Но кашель усилился, он сухой, судорож­ный, ухудшающийся при малейшем движении. Как только ваш больной сел, чтобы врач мог выслушать его, он начинает кашлять и вы вынужде­ны прервать осмотр, так как каждый глубокий вдох вызывает кашель. Больной опасается кашлять, т. к. это усиливает боль в груди и голове, он пытается оставаться полностью неподвижным, сжимая голову двумя руками, когда кашляет, чтобы уменьшить содрогание, вызванное каш­лем. Мокрота скудная или ее вовсе нет. При ггоослушивании выясняется, что дыхание стало более жестким, появились хрипы. Диагноз становит­ся очевидным: простой бронхит. Лекарство также легко определить -Bryonia.

Через день при очередном посещении вы найдете этого больного очень изменившимся. Жар уменьшился, но кашель теперь влажный, особенно днем, мокрота обильная, состоящая из слизи, желтоватая, лег­ко отхаркивается. Ночью больной спит плохо, т. к. остается сухой ка­шель, вынуждающий его садиться в постели. При прослушивании хрипы более влажные и распространенные. Бронхит эволюционирует, терапев­тическое назначение изменяется — Bryonia уступает место Pulsatilla.

В дальнейшем или все быстро придет в порядок, или сохраняются менее серьезные расстройства, которые не будут связаны с каким-либо клиническим симптомом. Временами днем появляется стеснение в гру­ди, волны жара, неприятные ощущения, однако пациент почти не каш­ляет, лишь утром отхаркивает сероватый сгусток мокроты. При прослу­шивании больше ничего не обнаруживается. Вечером или ночью боль­ной чувствует жар, он беспокоен, его температура 36,8-37°С. Однако он боится, что болезнь возобновится, он не считает себя полностью выздо­ровевшим, в то время как клинически при осмотре вы больше ничего не найдете.

. Больной прав: там, где врач-аллопат ничего больше не находит,

врач-гомеопат увидит показания к назначению Sulphur, прекрасного лекарства, которое, ускоряя выздоровление, предотвращает любой ре­цидив, возможно, не дает токсинам задерживаться в каком-либо органе.

Aconitum, Bryonia, Pulsatilla, Sulphur — клинические стадии, обычные для простого бронхита, последовательные терапевтические этапы, а эти лекарства являются дополняющими.

Но болезненное состояние не всегда эволюционирует в сторону вы­здоровления. Часто врача не позвали в начале болезни, иногда он не смог подобрать необходимое лекарство; врач, наконец, мог иметь дело с больным, у которого сопротивляемость организма к болезням ослаблена возрастом, излишествами, плохими привычками, предыдущими болез­нями.

В этом случае неожиданно однажды вечером может наблюдаться обострение: температура поднялась, появилось сильное чувство стесне­ния в груди, больной не прекращает кашлять. Кашель — сухой, раздра­жающий, болезненный, изнуряющий. Все тело сотрясается кашлем, ко­торый сопровождается жгучими болями в груди. Больной должен сесть в кровати, чтобы отхаркивать вязкую, гнойную, кровянистую и слизи­стую мокроту. При прослушивании определяется гиперемический ле­гочный блок с характерным тубарным дыханием.

Клиника соответствует отеку легкого и характерное гомеопа­тическое назначение — Phosphorus.

На следующий день кажется, что опасность миновала, но больной очень ослаб. При малейшем движении его руки дрожат, и как только он хочет поднять свою голову над подушкой, у него появляется головокру­жение. Пациент постоянно находится в полубодрствующем состоянии, он распростерт на постели. Дыхание тяжелое и громкое, сильная одыш­ка, нечастый спазматический кашель при малейшем употреблении пи­щи, особенно около 3 часов ночи. Слабость настолько велика, что для того, чтобы посадить больного, должны обложить его подушками. Ка­шель успокаивается после многочисленных отрыжек или после рвоты; не откашливается почти ничего, однако, при прослушивании констати­руется наличие обильной слизи. Терапевтическое назначение — Antimo­nium tartaricum.

Под действием лекарства слабость отступает, асфиксическая тен­денция уменьшается, отделение мокроты становится все более обиль­ным. Итак, вашему больному теперь показан Kali carbonicum, потом -Pulsatilla, и наконец — Sulphur, характерные симптомы которого подоб­ны имеющимся клиническим симптомам.

Phosphorus, Antimonium tartaricum, Kali carbonicum — также являют­ся дополняющими лекарствами.

Вы можете провести подобное изучение и хронической болезни или, скорее, болезненного хронического состояния. Эволюция в этом случае протекает значительно медленнее, но если вы умеете хорошо наблюдать вашего больного, вы отметите серию болезненных проявле­ний, которые следуют друг за другом, т. е. серию болезненных этапов, соответствующих нескольким различным лекарствам. Следуя хроноло­гическому порядку появления этих болезненных проявлений, вы опре­делите точный генез сегодняшнего состояния. Вы поймете последова­тельные трансформации организма, вы установите, наконец, стадии трансмутации субъекта. Но в то же время вы сможете ретроспективно определить основные лекарства, которые были бы показаны для каждо­го выявленного этапа. Вы можете также установить полный список од­новременно клинический (болезненные предшествующие состояния) и терапевтический (глубоко действующие лекарства, которые могли быть предписаны).

Это представляет не только теоретический интерес. Часто врач, на­значая больному хроническим заболеванием лекарство, замечает любо­пытный феномен. Больной говорит: «Мне лучше, я чувствую себя менее усталым; болезни, из-за которых я к вам обратился за консультацией, излечиваются, но странно, у меня появляются старые симптомы и ста­рые болезни, которые я перенес 10-15 лет назад, когда только начинал заболевать». Все происходит, словно человек последовательно перено­сит в противоположном направлении стадии болезни, которые он уже давно прошел. Так удается гомеопатическим лечением, точно обоз­начающим этапы выздоровления, возвратить больного в его нормаль­ное состояние. Это выздоровление может протекать только последова­тельными этапами, требующими назначения различных лекарств, кото­рые являются дополняющими.