НАБЛЮДЕНИЕ 9
Боли в животе, связанные с маточно-овариальными расстройствами Ignatia, Thuja, Calcarea phosphorica, Hydrastis
Это молодая, двадцатитрехлетняя девушка, которая работает манекенщицей. В 13-летнем возрасте перенесла дифтерию. В этом же возрасте начались менструации, в дальнейшем нарушение менструального цикла не было. Когда она пришла ко мне, то в течение года она уже лечилась из-за странной вещи, которую она не может мне толком объяснить. У нее появились боли в животе, врач констатировал эрозию шейки матки и лечил ее прижиганием в течение 6 месяцев. Затем она посетила другого врача, который сообщил ей, что это у нее на нервной почве, и что он не находит никакой патологии со стороны матки и придатков, но все же проводил лечение тампонами, смоченными какой-то жидкостью. С этого момента у нее появились бели, которых раньше не было. Она проконсультировалась еще у одного врача, который сказал ей: «Вас нужно оперировать, удалять матку с придатками, т. к. вы очень больны».
Тогда одна из моих пациенток попросила меня проконсультировать эту девушку.
Это хорошо сложенная, красивая девушка фосфорической конституции, по ее словам, похудевшая, хотя она не производит впечатление серьезно больного человека. У нее болит живот, особенно ночью в постели, она испытывает ощущение тяжести в середине живота; периодически возникают боли в области почек во время менструации; менструации начинаются раньше положенного срока и длятся 5 дней. С тех пор как она прошла курс прижиганий, состояние ее ухудшилось. Во время ходьбы или в положении стоя она не испытывает интенсивных болей, просто появляется сильная усталость. У нее олигурия. При осмотре я не выявил никакой органической патологии, за исключением огромных миндалин и болей в пупочной области, особенно ниже пупка, которые вынуждают ее лечь на правый бок. Эта боль может быть связана с патологией со стороны половых органов, поэтому я отсылаю мадам доктору Жан Стюл, которая сделала следующее заключение:
«Правый придаток несколько увеличен, безболезненный, левый придаток не изменен. Размеры матки в пределах нормы. Шейка в хорошем состоянии. Бели нераздражающие, молочно-белого цвета, не связаны с каким-то локальным патологическим процессом».
Какое лечение следует проводить? Практически все в пределах нормы. Задаешься вопросом: зачем же ее в течение года лечили от какого-то локального патологического процесса, даже настаивали на оперативном вмешательстве?
Я думаю, что это «лечение» только расшатало ее нервную систему.
Назначения следующие:
1. Ignatia 9С одна доза перед сном.
2. В течение 15 дней:
Один день — Ignatia 5С.
Другой день — Calcarea phosphorica 5С.
1 декабря, 15 дней спустя, она снова пришла ко мне: боли в животе уменьшились, ей стало гораздо лучше. Когда она ложится, то у нее не возникает чувство тяжести, что бывало раньше. Боли и неприятные ощущения еще сохраняются по утрам, хотя они гораздо менее выражены. Болей в области почек нет, менструации проходят безболезненно, но бели еще сохраняются. Четкая болезненная точка в сантиметре справа от пупка еще сохраняется; также остается локальная болезненность, между пупком и лобком. Я обращаю внимание на тот факт, что у нее очень большие миндалины и она немного покашливает.
Я назначаю одну дозу Thuja 9С, 15 дней спустя — одну дозу Ignatia 9С и добавляю Hydrastis 6С по 10 капель перед обедом, продолжая назначать Ignatia 5С один день, Calcarea phosphorica 5С другой день.
20 января: она больше не испытывает болей в животе, не устает, менструации нормальные. Кашель гораздо реже, нежели раньше. Он был связан с тонзиллитом. Болей в горле нет с ноября, хотя раньше она часто болела ангинами.
Я продолжаю лечение:
Thuja 9С, две дозы с 20-дневным интервалом, Ignatia 5С — один день, Calcarea phosphorica 5С другой день, Hydrastis 6С ежедневно, и когда 5 марта я ее снова увидел, она сообщила мне, что хорошо себя чувствует и больше не страдает.
Вы можете сказать, что я немногого заслуживаю, т. к. у этой девушки не было серьезных гинекологических расстройств. Однако она жаловалась на боль, из-за которой она пришла на консультацию, и по поводу которой ее напрасно лечили.
Мадам Стюл, обследовав эту больную, исключила гинекологическую подоплеку. Вы заметили, что после использования гомеопатических средств эта боль исчезла,и больная выздоровела.
И теперь, в конце, еще один случай: тригеминальная невралгия. Примечательно то, что больной, который страдал от боли четыре месяца, быстро выздоровел.
Невралгия тройничного нерва, продолжающаяся в течение 4 месяцев Sulphur 1С. Мгновенное выздоровление
Больной обратился ко мне 29 сентября 1932 года. Вот в нескольких словах анамнез:
В детстве он никогда не болел: до 15-летнего возраста изредка возникали легкие желудочно-кишечные расстройствами были периоды недомогания. Все эти состояния не имели последствий. Нужно отметить, что за этим больным наблюдал врач-гомеопат. В 15-летнем возрасте во время учебы в лицее он перенес брюшной тиф. В 33 года — паратиф. Через несколько месяцев появился геморрой, который часто осложнялся обильными кровотечениями. 7 мая 1932 года после охлаждения у больного развился банальный насморк и ангина, которые впоследствии осложнились правосторонним отитом. Отит затянулся на довольно длительное время, были сделаны две пункции, не принесшие никакого результата; испробовано много лекарственных средств, но безрезультатно, и в итоге у пациента развился правосторонний мастоидит, тяжело протекавший; больной с запозданием был прооперирован 3 июня.
С начала болезни пациент жалуется не только на боли в ухе и сосцевидном отростке, но также и на боли в затылочной области и лице. Боли в затылке усилились после операции и приобрели острый характер. Сверлящие и стреляющие, они локализованы не только в определенной области, но и занимают всю область затылка с двумя выраженными иррадиациями. Одна — в верх головы, вторая — в среднюю правую лицевую область, вызывающая спастическое сокращение мускулатуры правой половины лица.
Пациент принимает все известные анальгетики, но главным образом алгократин и аспирин. Сделаны анализы крови и мочи, которые не показали отклонений. Однако в надежде деинтоксикации больного, его направляют в Шательшон.
Во время лечения ему становится лучше, страдания уменьшаются. Как только он покинул Шательшон, боли возвратились снова с той же интенсивностью.
Отчаявшись, больной вспоминает, что вся его семья лечилась гомеопатически, и он едет в Лозанну проконсультироваться у врача-гомеопата. Последний, увидев его гиперемированные кожные покровы, говорит о возможном приступе апоплексии, который может произойти довольно скоро, потом, повернув часы на протянутой руке больного, дал ему, не производя никаких других исследований, несколько крупинок в обертке. Оглушенный и неприятно удивленный пациент решает не полагаться на назначения этого доктора и, приехав в Париж, он пришел ко мне на консультацию 29 сентября 1932 года. .
Это был крупный, крепкий мужчина, плеторичный, солидный (карбонической конституции). Сейчас он весит 84 кг, в прошлом году весил 90 кг, но похудел после операции.
У него красное, даже багровое лицо, шея объемная, сильная и красная; уши красные, губы еще более красного цвета. Из-за постоянной усталости он был вынужден уйти с работы и уже потерял надежду на свое выздоровление.
Боли усиливаются ночью, особенно между 11 часами и полночью, поэтому он плохо спит. Они продолжаются весь день, однако усиливаются к вечеру. В июне они вообще не прекращались, только несколько уменьшились во время пребывания в Шательшоне. Особенно сильно боли терзают больного в конце дня и между 11 часами и полуночью. Боли носят стреляющий характер, они начинаются в затылке (причем у пациента создается впечатление, что он получает сильный удар резиновой дубинкой) и стихают от теплых компрессов и при растираниях с салициловой кислотой. Боли иррадиируют в область правого сосцевидного отростка и в середину правой щеки, сопровождаются пульсацией сосудов шеи.
При осмотре больного ничего особенного не выявлено, за исключением незначительного повышения артериального давления -170×90. Органы без патологии. Никаких нарушений со стороны сердца, органов дыхания, мочеотделения, пищеварения, только геморроидальные узлы, которые периодически выпадают и иногда незначительно кровоточат. Нет экземы. Отметим, что пациент не любит жару, не зябок и с удовольствием находится на свежем воздухе.
Лечение:
1. Sulphur 1С — одна доза в один прием вечером перед сном.
2. Belladonna 6С, Cedron 6С — две гранулы каждые три часа, чередуя, начиная с завтрашнего дня.
Полная отмена анальгетиков и всех остальных средств, которые больной принимал с июня месяца.
Тщательно осматривая затылок и шею пациента, я заметил, что весь мышечный массив и связки были твердыми, гиперемированными и находились в судорожном сокращении. Я определил незначительное смещение седьмого шейного позвонка и, успокоив его на счет близкой апоплексии, настоятельно порекомендовал ему посетить д-ра Лавеззари.
Договорились, что он начнет гомеопатическое лечение этим же вечером (29 сентября) и что он сообщит о своем состоянии 3 октября и только после этого посетит д-ра Лавеззари.
3 октября я увидел совершенно другого человека: цвет его кожных покровов был нормальным, гиперемия исчезла в ночь после приема Sulphur 1С и он в первый раз спал глубоким сном. С тех пор он так же спал каждую ночь, страдания его прекратились и он жалуется только на незначительную тяжесть в затылке и напряжение в шее, иногда возникают небольшие болезненные ощущения в щеке, которые он легко переносит.
Пациент больше не принимает анальгетики, он меньше устает. «Никогда, — говорит он, — мне не было так хорошо за последние десять месяцев. Сейчас я сплю лучше, нежели до болезни».
5 октября он посетил д-ра Лавеззари, который написал мне: «Позвоночник деформирован в шейном отделе, мышцы и связки
полнокровны.
Остеопатические патологические изменения:
Ci смещен кзади и вправо и прижат к затылку; С7, Д! сильно сжаты и отклонены кзади и вправо». Д-р Лавеззари вернул позвонки на место.
6 октября я вижу своего пациента, который вполне здоров: сон превосходный, боли совершенно не беспокоят вот уже в течение 2-х дней, тяжесть в голове исчезла, напряжения в шее нет, но он говорит, что вскоре после счастливого вмешательства д-ра Лавеззари у него появилось непреодолимое желание спать. Он также сообщил мне, что вчера вечером у него появилось легкое вздутие животами прошлой ночью возникло незначительное жжение в желудке. Он связывает свои недомогания с Belladonna 6С и Cedron 6С, которые он продолжает принимать поочередно каждые три часа с 13 октября.
Я отменяю лекарства и назначаю встречу для полного осмотра перед его отъездом, назначенным на 12 октября.
11 октября при осмотре все нормально, гиперемия исчезла, головных болей и тяжести в шее нет. Друзья говорят, что он хорошо выглядит, лицо свежее, кожа светлая, пациент больше не чувствует усталости и снова готов приняться за работу. Я с удовольствием отмечаю, что давление 130×80.
Лечение:
1. Sulphur 1С одна доза;
Lycopodium 1С одна доза 15 дней спустя.
2. В течение месяца: ,
Ежедневно — Solidago virga 3D по 10 капель в небольшом количестве воды, перед обедом. Один день — Nux vomica 5С. Другой день — Cedron 5С.
9 ноября 1932 года я получаю следующее письмо: «С момента моего отъезда из Парижа я в точности следовал вашим назначениям и счастлив вам сообщить, что мое состояние здоровья удовлетворительно, насколько это возможно. До сегодняшнего дня ни одного рецидива невралгии, я обрел спокойный восстанавливающий сон. Мое давление утром — 150×100.
В течение месяца я следовал строгой диете с ограничением жидкости и смог привести свой вес приблизительно к 82 кг (должный вес для роста 1,76 м).
Я хочу придерживаться идеального веса, так как считаю, что лишние килограммы способствуют полнокровию и повышению артериального давления.
Гомеопатия, принесшая такие хорошие результаты, не могла бы еще раз прийти на помощь?».
Я назначаю следующее лечение:
1. Sulphur 1С одна доза;
Lycopodium 1С одна доза спустя 20 дней.
2. В течение 40 дней: Ежедневно — Solidago virdiga ЗС. Один день — Nux vomica SC. Другой день — Berberis SC.
Я снова увидел этого больного, уже в последний раз, в сентябре 1934 года. Он чувствовал себя прекрасно и у него не было неприятностей со здоровьем с ноября 1932 года.
Этот случай интересен быстротой достигнутых результатов (менее чем за 24 часа); он вам указывает на необходимость внимательного осмотра больных и на необходимость установления терапевтического диагноза, научно обоснованного.
Вспомним больного во время его первого визита. Без сомнения, на первый план выступала невралгия и эта невыносимая, изнуряющая боль сконцентрировала на себе все внимание нашего пациента. Я мог бы, фиксируя свое внимание на одном пункте — невралгии, назначить только
Belladonna или Cedron, выраженная гиперемия первого и цикличность второго были налицо. Но может быть, можно сделать что-то более основательное, чем искать similium только представленным симптомам. Не следует ли в этом случае искать причину этой, довольно упорной невралгии, не логичней ли было подвергнуть больного как строгому клиническому осмотру, так и тщательному гомеопатическому наблюдению?
Клинический осмотр нам показал, что не только склонность к гиперемии, угрожающая артериальная гипертония, глубокая интоксикация, несколько уменьшившаяся в Шателыпоне, но также наличие смещения шейных позвонков способствовали нарушению кровообращения головы.
Гомеопатическое наблюдение нам показывает очевидные симптомы Sulphur, и Sulphur 1С был назначен перед другими лекарствами, так как его предписание обусловлено более основательными показаниями. Перед вмешательством д-ра Лавеззари все прекратилось, боли были значительно уменьшены, бессонница исчезла.
Клиника и терапия не могут быть разделены. Хотя наш больной представлял несколько неярких, как может показаться, симптомов Sulphur, но это лекарство было назначено из-за состояния выраженной аутоинтоксикации, которое развивалось у него в течение нескольких лет и подготовило прекрасную почву для развития невралгии на фоне повышенной чувствительности нервной системы.
В последующем лечение этого больного становится профилактическим. Вы понимаете, что назначение Lycopodium, Solidago и Nux vomica для этого сильного человека, несколько заторможенного, плеторичного, чей сидячий образ жизни периодически приводит к психоэмоциональным кризам, возникающим в результате интенсивной и важной работы, было оправданным.
Я мог бы увеличить число препаратов, но сущность не в том, чтобы вам давать ориентиры, а в том, чтобы вы поняли, как вы должны работать над больным. Может быть вы найдете слишком легким выбор подобного лекарства в приведенных случаях. В реальности в любом случае вы обязаны сделать заключение по двум пунктам: клинический диагноз и гомеопатический диагноз, но только после глубокого размышления вы можете сделать нужное назначение.