ХРОНИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ. -133-

НАБЛЮДЕНИЕ 5

Нервные и желудочные расстройства, развивающиеся на фоне тубинтоксикации Ignatia, Cedron, Pulsatilla, Tuberculinum

Женщина в возрасте 28 лет пришла ко мне на консультацию не­сколько месяцев назад. Ее вес 56,5 кг. В детстве она перенесла* корь и ветрянку. Менструации с 13 лет. В 18-летнем возрасте она была проопе­рирована без осложнений по поводу острого аппендицита, эта операция в наши дни стала обыденной. Спустя некоторое время она вышла замуж, имеет двух маленьких девочек; одна из ее беременностей закончилась выкидышем.

С 18 лет она часто страдает спазмами желудка, которые появляют­ся вечерами в полседьмого и длятся до тех пор, пока она не ляжет; вско­ре они исчезают. Боль не облегчается от сгибания тела. У этой больной небольшой метеоризм, болезненные зоны в спине то слева, то справа, тошноты и рвоты нет. Невыраженная склонность к запорам, она должна принимать слабительные два или три раза в неделю. Спазмы более вы­ражены при запоре. Независимо от пищеварительных расстройств у нее частые мигрени, захватывающие левый глаз и левый висок. На лице обильная угревая сыпь. Менструации нерегулярные, длятся 5-6 дней, безболезненные, просто больная немного устает в это время, болей нет.

Если вы погружаетесь в детали гомеопатического опроса, то узнае­те, что она часто зевает и что спазмы недостаточны для того, чтобы взволновать ее. Наконец, она жалуется на булимию, появляющуюся около 11 часов утра, и если она не насыщается, то возникают спазмы, хотя обычно до этого дело не доходит, т. к. она принимает что-нибудь из лекарств,и они исчезают.

Клинически ничего не обнаруживаем. Заранее скажем: «Это нерв­ная больная, назначим Cuprum«. Но у нее нет других симптомов, харак­терных для этого лекарства. Спазмы исчезают в положении лежа. Мож­но подумать о Dioscorea. Также может прийти на ум Ignatia, потому что спазмы появляются при малейшем волнении.

Дополним наше наблюдение. При исследовании радужной обо­лочки отметим сразу же несколько интересных особенностей: вначале -явное вовлечение в патологический процесс симпатической нервной системы, что соответствует показанию для назначения Ignatia, но еще более характерно то, что в нижней доле правого легкого отмечается яв­ный пораженный участок, и я должен задать вопрос: «Вы ничего не чувствуете в правом боку?». Да, два месяца назад у нее были боли в этой области, возникшие одновременно с ревматическим приступом, пора­зившим суставы рук и позвоночник. Наконец, в верхней части радужки обнаруживаем затемнение, датированное более ранним сроком, оно со­ответствует верхушке правого легкого; однако при аускультации все чисто.

Здесь нужно поразмыслить. Вот больная, у которой при иридоди­агностике явно обнаруживаются патологические очаги в легком; она

страдает спастическими болями с 18 лет; у нее появился кашель после аппендэктомии в начале замужества. Причина кроется в верхушке пра­вого легкого, что подтверждается с помощью иридодиагностики по из­менению участка, расположенного в правом медиальном секторе. У нее возникло еще одно, менее обширное поражение правого легкого, что подтверждается изменением в правом секторе и это сопровождалось ревматическими болями.

Можно начать ее лечить только как больную с нервными расстрой­ствами, назначив Ignatia, т. к. симптомы, требующие назначения этого лекарства, ясно подтверждаются при исследовании радужки (поражение симпатической нервной системы). Я назначаю дозу Ignatia 9С, затем Ignatia 5С в силу периодического возвращения этих болей в одно и то же время.

Но 15 дней спустя я добавил одну дозу Tuberculinum 7С. Что происходит?

6 ноября, т. е. 3 — 4 недели или спустя после консультации, вместо того, чтобы весить 56 кг 500 г, она уже весит 57 кг 500 г. Ее общее со­стояние значительно улучшилось, спазмов желудка больше нет. На сле­дующий день после приема Ignatia 9С у нее появились сильные голов­ные боли. Затем возникла тяжесть в ногах, которая длилась 6 дней, и это ощущение усилилось до такой степени, что она вынуждена была лечь, т. к. не смогла идти. У нее появилась дрожь, усиливающаяся в теплой комнате. Жажды и ревматических болей нет. У нее возник запор, но он исчез после дозы Tuberculinum 1С. Прыщи на лице исчезли, менструа­ции — без осложнений, она больше не зевает и не вздыхает, булимия бла­гополучно прошла, как и спазмы; она испытывает легкое ощущение ри­гидности в нижних конечностях без боли и тяжести в них.

Какое лекарство назначить?

Заметьте, что вскоре после назначения дозы Ignatia появились функциональные симптомы ухудшения (головная боль), но следует помнить, что она принимала стрихнин и другие средства для того, чтобы поправиться, и вы знаете, что в этом случае высокое разведение Ignatia вызывает временное ухудшение. Вскоре после Ignatia появились сим­птомы, указывающие на Pulsatilla (тяжесть в ногах, дрожь в теплой комнате, запор), но после Tuberculinum запор и др. симптомы исчезли. Я назначил ей снова Tuberculinum 1С, две дозы с двадцатидневным интер­валом, Pulsatilla 5С и Ignatia 5С, один день одно, другой день — другое лекарство.

Эта молодая женщина уезжает в Алжир и пишет письмо следующе­го содержания: «Я продолжила ваше лечение, вскоре исчезли спазмы, угри, но зевота еще появляется. В общем, я чувствую себя хорошо».

Эта больная не выздоровела бы, если бы мы искали в реперториуме и Materia Medica лекарство, подобное ее спазмам. Все, что было нужно, это установить точный диагноз на основании всех представленных сим­птомов, знать природу и особенности ее интоксикации. Мы определили важный диагностический признак, исследуя ее радужную оболочку, но если бы мы использовали только функциональные данные исследования легких, то ничего бы не обнаружили, т. к. поражение было не­значительным и протекало легко. В реальности, если Ignatia улучшила ее состояние, то именно Tuberculinum позволил ей набрать вес и изба­виться от причины желудочных болей, являющихся следствием выведе­ния токсинов туберкулинического происхождения через слизистую же­лудка.