ХРОНИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ. ОРГАНИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ. Симметричный паракератоз верхних конечностей. Астма. -149-

НАБЛЮДЕНИЕ 12

Симметричный паракератоз верхних конечностей, продолжавшийся в течение 5 лет. Sulphur, Ignatia, Berberis. Астма. Sulphur, Lycopodium, Antimonium tartaricum

Господин X, хирург провинциальной больницы, в течение 5 лет страдает симметричными паракератозом верхних конечностей. Он про­шел несколько курсов лечения. Он неплохой хирург, и его состояние приводит его в отчаяние. Он пришел ко мне на консультацию 20 апреля 1932 года, т. к. я вылечил его жену, которая до лечения должна была быть прооперирована по поводу холецистита (предыдущее Наблюде­ние).

Анамнез: в детстве переболел корью, ветряной оспой, свинкой. В 1905 году — гонорея. В 1910 году, будучи студентом-практикантом в па­рижской больнице, он заболевает дифтерией, из-за которой ему ввели за 8 дней 255 см2 сыворотки(!). Месяц спустя после выздоровления у него развивается тетраплегия и паралич мягкого неба, а также парез желудка и нарушения со стороны легкого. В течение последующего года у него наблюдались приступы аритмии и однократно обморок.

В сентябре 1914 года во время войны он перенес дизентерию с по­следующим колитом, который длился в течение года, проявляясь обиль­ным, жидким стулом тотчас же после завтрака. В мае 1917 года — обост­рение дизентерии. В это время наш коллега находился в дороге между Архангельском и Тифлисом. В сентябре 1917 года дизентерия исчезает, но внезапно появляется псевдофлегмоноз. Артрит правого коленного сустава, боли в обоих височно-челюстных суставах и в правом запястье. В это же время появляются выделения из уретры, хотя у больного не было половых контактов с апреля 1917 года. Все эти расстройства быст­ро исчезают, и больного ничего не беспокоит до 1927 года.

В июне 1927 года во время цистотомии он вводит свой указатель­ный палец в разрез, который был сделан для того, чтобы исследовать мочевой пузырь. На следующий же день на правом указательном пальце появляется язва и высыпание, которая расползается в направлении к ногтю. Болей в этом участке больной в покое не испытывает, но они возникают при прикосновении к язве. В октябре 1927 года подобные язвы появляются в районе ногтя на мизинце этой же руки.

Он консультируется у М. Милиана, заподозрив сифилис. Поставле­ны несколько реакций Вассермана, но результат отрицательный. Кон­сультируется у М. Гугеро, который отвергает сифилис и ставит диагноз -острый акродерматит пустулезный Аллопо, советует пройти курс лучевой терапии. Выздоровление наступает после нескольких сеансов. В период возникновения этих язв больной испытывает в обеих верхних конечностях и в лице жгучие боли, жгучий жар без каких-либо проявле­ний на коже. Он испытывал чисто субъективное ощущение опухания и жара в губах, на обоих предплечьях в период между 16 и 17 часами по­являлись везикулярные высыпания. Эти экзематозные проявления в конце концов уступили различным лекарствам, но после их исчезновения в этих участках появляются очаги паракератоза, из-за ко­торого пациент пришел на консультацию.

У больного на тыльной стороне обоих мизинцев и области локтей обеих рук имеются кожные поражения, которые сопровождаются зудом. Был поставлен диагноз — паракератоз.

Зуд появляется время от времени, тогда как кожные поражения по­стоянны. Больной низкорослый и полный, рост 1,57 м, вес 76 кг. Внеш­ний вид нормальный, однако нельзя не заметить ярко-красный цвет губ и ушей. Лицо гиперемировано. При опросе он жалуется на сон, который часто прерывается заботами профессионального порядка и во время которого возникает «жжение в ногах с желанием положить их на что-то холодное». Он чувствует себя «более уставшим утром, нежели вечером». Пациент испытывает упадок сил, сопровождающийся голодом с сильной потребностью в это время что-нибудь съесть, после чего ему становится легче. Наконец, он часто ощущает «жжение в желудке» через 3-4 часа после еды. Со стороны внутренних органов патологии не выявляется, никаких функциональных расстройств не может быть. Артериальное давление 130×80. Анализ мочи нормальный.

Диагноз: аутоинтоксикация с выведением токсинов через кожу.

Лечение:

1. Sulphur 1С две дозы с интервалом в 15 дней.

2. В течение месяца: Один день: Ignatia 5С. Другой день: Berberis 5С.

6 октября господин д-р X. снова пришел ко мне на прием. Все кож­ные проявления исчезли после 15-ти дней лечения. С тех пор он не ис­пытывал больше зуда и чувствовал себя хорошо, но на прошлой неделе появились симптомы, которые вынудили его снова обратиться к гомео­патии. 30 сентября между 21 и 22 часами начался сильный приступ аст­мы, который вынудил больного около 23 часов сделать инъекцию эватмина. С тех пор каждый вечер у больного возникает подобный, хотя менее интенсивный астматический приступ, который начинается около десяти часов вечера и длится до часа ночи. Каждый день г-н X. прини­мает таблетки салюкамфры спартаинс и говорит мне, что приступы по­следовали вслед за затяжным вазомоторным ринитом, который длился в течение 6 недель, начинаясь днем в различное время. Наш коллега нака­нуне проконсультировался у д-ра Гриво, который обнаружил легкое смещение носовой перегородки влево, со стороны слизистой носа и глотки все нормально.

При аускультации выслушиваются свистящие хрипы в правом лег­ком, выдох удлинен. Со стороны других органов патологии нет. Давле­ние 130×80.

Лечение:

1. Sulphur 1С одна доза;

Lycopodium 1С одна доза спустя 15 дней.

2. В течение месяца:

Каждый день — Solidago virga ЗС.

Один день — Ignatia 5С.

Другой день — Antimonium tartaricum 5С.

19 ноября, господин д-р X. пишет мне: «Астматические приступы не появлялись с начала лечения. В первый день около 9 или 10 часов вечера у меня возник приступ несильного кашля, который закончился выделением текучей белой мокроты. Сейчас я дышу очень легко, от­мечаю время от времени около 10 часов вечера небольшое затруднение дыхания, но это длится недолго. Сон нормальный, высыпаний нет. Об­щее состояние хорошее».

Паракератоз и астма имели одну причину — аутоинтоксикацию — и нуждались в одном лекарстве — Sulphur.