Лекция 4. Твердые принципы.
Мы займемся сегодня изучением последней части третьего параметра, касающегося твердых принципов, которыми должен руководствоваться каждый врач.
Вся аллопатическая медицина базируется на умозаключениях так называемых «мэтров», которые являются субъективными толкованиями отдельных экспериментальных данных. Что понимается под термином «болезнь» и как лечить болезненные состояния, зависит только от того, кто находится на вершине «медицинского Олимпа»: меняется «медицинское светило» — меняется и концепция болезни, и методы лечения.
Общеизвестно, что любая теория только тогда имеет право на существование, когда она подтверждается опытом. Но не следует ставить опыт на первое место, он имеет ценность лишь тогда, когда подтверждает известные принципы или законы природы. Человек, который не опирается в своей деятельности на знание принципов и законов, просто не способен понять, что ему открывается через опыт.
Исходя из накопленного личного опыта, человек делает обобщение, стараясь уложить все известные ему факты в стройную систему, но во всех случаях это будет лишь частное проявление всеобщего закона. И как бы в подтверждение этого мы наблюдаем многочисленные съезды врачей, на которых каждый выступающий, опираясь на свой личный врачебный опыт, предлагает свою концепцию болезни и лечения, отличную от остальных. И такие бесплодные дискуссии длятся годами и десятилетиями, и авторы постоянно ссылаются на свой личный опыт. Одни и те же опытные данные каждый истолковывает по-своему. Это в корне неверно. Медицина как наука должна базироваться на прочном фундаменте. Разумеется, только опыт подтверждает истинность теории, но есть разница между истинным наблюдением, когда человек руководствуется общими законами и принципами, и опытом человека, которому не известны ни принципы, ни законы. Врачи-аллопаты отрицают наличие общих законов и принципов, считая, что лечение должно основываться на системе медицинского опыта, и поэтому методики лечения в аллопатии меняются практически каждый год, а врачи, дружно голосовавшие вчера за один метод, сегодня так же дружно голосуют за другой, порой совершенно противоположный.
Прежде чем продолжить лекцию, хочу еще раз подчеркнуть важность знания врачом уровней управления в человеческом организме, чтобы понимать, как развивается и протекает заболевание.
Какую бы структуру мы ни рассматривали, видно, что она управляется и контролируется из одного центра. Все процессы, протекающие в человеческом организме, управляются и контролируются головным мозгом, который является высшим центром, и все команды распространяются от центра к периферии. Когда не нарушен внутренний порядок, то организм способен самостоятельно справиться с любым внешним повреждающим воздействием. Если человек, к примеру, поранил палец, то рана заживет сама собой. Различные повреждения — это внешние воздействия, но болезни — это насильственно создаваемые внутренние нарушения. Все истинные болезни развиваются от центра к периферии. Истинными болезнями являются все миазмы.
Система управления человеческим организмом состоит из трех уровней: головной мозг — спинной мозг — нервы. Рассматривая более глубоко, мы можем выделить волю (свободу действий) и разум, которые составляют жизненную силу, представляющую собой внутреннюю, нематериальную сущность человека, и физическое тело — материальную субстанцию человека.
Болезнь может развиваться только в таком порядке — от центра к периферии. В обратном порядке заболевание развиваться не может. Следовательно, чтобы вещество могло вызывать и лечить болезни, оно должно действовать на организм в таком же порядке.
В природе существуют острые и хронические миазмы. Хронических, с которыми организм никогда не сможет справиться самостоятельно, три: Psora, Sycosis, Syphilis (мы разберем их позже). Те симптомы, которые мы наблюдаем при заболевании, являются внешними проявлениями острых и хронических миазмов, которыми необходимо руководствоваться при выборе лекарства.
Миазмы заразны, они передаются по наследству, и, пока гнездятся глубоко в организме, ничем себя не проявляя, мы не можем их обнаружить. Их присутствие мы замечаем только тогда, когда они начинают нарушать управление настолько сильно, что это проявляется уже на физическом уровне различными симптомами. Мы не можем увидеть миазмы человеческим глазом, даже вооруженным мощнейшим микроскопом, не можем пощупать руками или обнаружить с помощью других органов чувств. Болезнь можно осознать только по ее проявлениям, которые развиваются изнутри от центра к периферии, и, следовательно, лечение должно быть направлено на причину заболевания, а не на ее следствие. Если человек, к примеру, порежет палец, это не окажет влияния на центр управления, но из центра поступают необходимые команды для того, чтобы залечить рану. Это не является болезнью, так как не нарушает равновесия в организме. Только то влияние, которое отражается на всем организме, нарушая управление, является болезнью.
В аллопатической медицине на первое место ставится опыт, но опыт приобретается посредством органов чувств, а наружные проявления всегда так обманчивы! Изучая любой острый миазм, можно определить с помощью глаз и рук только то, как он проявляется, но не выявить его сущность.
Четко установлено, что все процессы, протекающие в организме, регулируются из одного центра. Эта регуляция осуществляется в соответствии с четкими законами и принципами, которые и могут быть выявлены с помощью опыта. И если мы четко установим законы и принципы, то все последующие опытные данные должны подтверждать их истинность, а руководствуясь ими на практике, мы должны получить заранее предсказанные результаты.
Рассматривая заболевание как нарушение в системе управления, причем это нарушение распространяется от центра к периферии, мы приходим к необходимости потенцирования лекарственных веществ. Самый высокий уровень управления представляет собой нематериальную субстанцию, и воздействовать на нее мы можем только подобной нематериальной субстанцией. И все заболевания вызываются также воздействием вредных, болезнетворных нематериальных субстанций, так как от материальных субстанций организм прекрасно защищает его кожный покров.
Нарушение управления жизнедеятельностью организма, вызванное болезнью, мы можем определить только по нарушениям в органах и тканях, которые являются не более, чем следствием. До тех пор, пока организм находится в состоянии гармонии, все ткани и органы находятся в здоровом состоянии и организм функционирует нормально.
Мы сможем понять природу болезни и оценить изменения, произошедшие в тканях, только обратившись к истокам заболевания, выяснив его первопричину.
Выяснение этиологии, принятое в аллопатической медицине, нельзя расценивать иначе, чем фарс, так как оно основано на предположении, что изменение в органах и тканях и является причиной болезни. Но это неверно: патологические изменения органов и тканей должны рассматриваться как результат болезни.
Все болезни, которые проявляются внешними симптомами, можно вылечить. И только тогда, когда болезнь не проявляется внешними признаками и симптомами, мы понимаем, что состояние больного крайне тяжелое. И часто такие заболевания, которые не проявляют себя внешне, неизлечимы.
С. Ганеман в § 4 своего «Органона» пишет, что врач «должен быть охранителем здоровья». Врач-аллопат уверен, что причина болезни находится вне организма, а изменения в органах и тканях — это сама болезнь. Следовательно, чтобы вылечить человека, необходимо устранить эту внешнюю причину, например, удалить геморроидальные узлы или вырезать опухоль.
Но вовсе не это имеет в виду С. Ганеман. Болезнь скрыта внутри организма, и судить о ней можно только по внешним проявлениям. Устранять нужно те внешние причины, которые хотя и не являются болезнью, но способны или усугубить течение болезни, или вызвать различные болезненные состояния, тем самым усугубляя хронический миазм и ускоряя его прогрессирование. Эти внешние причины — не болезнь, но из-за них человек очень часто становится восприимчив к острым миазмам. Практически все факторы, поддерживающие болезнь или способствующие заболеванию, внешние (условия жизни, климатические и природные факторы, экология и т. д.).
В § 5 «Органона» С. Ганеман пишет: «Пособием при лечении служат врачу вероятные поводы к заболеванию при острой болезни…» Мы не можем сразу и непосредственно ощутить нарушение гармонии в организме, которое стало причиной болезни, так как это нематериальная субстанция. Узнать о болезни можно только по внешним ее проявлениям, которые мы способны воспринимать с помощью своих органов чувств. Но, чтобы изменения, произошедшие в центре, проявились на периферии, необходимо какое-то время, и этот промежуток называется продромальной стадией заболевания. Это справедливо не только для хронических миазмов — Psora, Sycosis, Syphilis, но и для острых миазмов.
Каждый миазм, проявляясь на физическом уровне, имеет свою характерную клиническую картину так же, как каждое лекарство имеет свой собственный, характерный только для него, патогенез. Врач-гомеопат должен четко знать как характерные особенности проявления каждого миазма на физическом уровне, так и характерные особенности патогенеза лекарства, чтобы успешно, руководствуясь четкими и ясными принципами, лечить болезни. Здесь недопустима никакая самодеятельность, так как речь идет о здоровье человека.
Начиная лечение, врач-гомеопат должен четко представлять, с проявлениями какого миазма он имеет дело — острого или хронического. Для этого он должен знать характерные особенности проявления острых и хронических миазмов. Только тогда, когда врач будет хорошо знаком с клиникой, он сможет приступить к изучению гомеопатической Materia Medica. Клинические проявления всех миазмов имеют свое подобие в патогенезах соответствующих лекарственных средств: нет такого заболевания, для которого нет соответствующего лекарства. Все лекарства по своему происхождению делятся на три группы: растительные, животные и минеральные. Зная патогенезы препаратов из этих трех групп, врач-гомеопат способен вылечить практически любое заболевание.
Практикующий врач должен знать характерные особенности миазмов и основных лекарств для их лечения. Без четкого и ясного знания клиники и патогенезов врач-гомеопат не может называться врачом.
Учебники и пособия по медицине (аллопатической) мало помогают практикующему врачу, так как в них игнорируются индивидуальные особенности протекания каждой болезни и, вообще, неполно описывается клиника. А вместо этого пространно толкуется о патологии, о наследственности и других мало значимых в практике вещах. В старых пособиях по терапии гораздо больше места уделено описанию болезней, так как врачи старой школы предпочитали не искать причину болезни с помощью микроскопа, а тщательно записывать развитие заболевания, стоя у постели больного.
Врач-аллопат не принимает во внимание индивидуальные особенности человека, ему важны только самые общие симптомы, руководствуясь которыми, он совершенно разным людям назначает одно и то же лекарство.
Аллопатическая медицина отбрасывает все субъективные симптомы, которые не могут быть объективно подтверждены при обследовании. Но именно они указывают на необходимое именно для этого конкретного человека лекарство. Поэтому методы лечения, используемые в аллопатической медицине, врачи-гомеопаты считают типичной глупостью.
Изменения в органах и тканях являются лишь частью, причем не самой важной, той совокупности симптомов проявления болезни, на основании которых врач может подобрать необходимое лекарство. Болезнь может избирательно локализоваться в сердце, печени, почках или другом органе, но причиной болезни является нарушение гармонии в организме, которое проявляется симптомами и признаками, в том числе и симптомами поражения какого-нибудь одного органа.