Лекция 17. Наука и искусство.
До этого мы изучали принципы, относящиеся к теории гомеопатии. Обобщая эти принципы, С. Ганеман выделил три важных элемента, касающихся применения их в практической деятельности.
Во-первых, врач-гомеопат должен знать, как и какие сведения он должен получить о болезни, чтобы быть способным излечить ее. Это относится к болезни в общем и к проявлению болезни у отдельного человека в частности.
В третьей лекции мы выяснили важность этого вопроса. С этой лекции и до конца курса мы будем изучать эту тему очень подробно. Есть много вопросов, относящихся к этой теме, в которых врач-гомеопат должен разбираться детально, но основным является знание природы острых и хронических миазмов, а также проявление их действия у конкретного человека.
Во-вторых, врач-гомеопат должен уметь находить нужное лекарство, излечивающее болезнь. Этот процесс является составной частью обучения пользования гомеопатической Materia Medica и должен включать в себя не только изучение патогенезов лекарств, но и знание того, как эти патогенезы составляются.
В третьих, врач-гомеопат должен знать и уметь выбрать наиболее эффективную методику лечения. Для этого нужно изучить все методики лечения, используемые в гомеопатии, самым рациональным, научным и тщательным образом, что и будет сделано в последующих лекциях. Только таким образом мы можем перейти от науки гомеопатии к искусству лечения.
К настоящему времени мы уже разобрали в основном все принципы гомеопатии как науки. В гомеопатии болезни не разделяются по различным группам, как это принято в аллопатической медицине, т. к. это бесполезно: лечить надо не болезнь, а человека. Название болезни, диагноз, как выражаются аллопаты, мало помогает при лечении, но врач-гомеопат должен тщательно записывать все проявления болезни у конкретного больного, фиксировать их на бумаге, пользуясь всем богатством языка, чтобы в любое время обновить образ болезни в своей памяти. Если же врач просто написал название болезни, т. е. диагноз, то в будущем он не сможет сделать правильного назначения, потому что, когда пациент придет к нему на прием через какое-то время повторно, врач будет уже просто не в состоянии вспомнить все проявления болезни. Название не определяет суть природы болезни, а только определяет ее место в общепринятой классификации. Знание природы конкретной болезни необходимо для правильного назначения, а эта природа проявляется именно в деталях.
В гомеопатии все болезни разделяются на две группы — острые и хронические. Каждая группа изучается отдельно.
К острым миазмам относятся болезни, причина которых попадает в организм извне. У них имеются продромальный период разной продолжительности, период наибольшей активности и период спада, который заканчивается самоизлечением организма.
К хроническим миазмам относятся болезни, причина которых гнездится внутри организма. У них также имеются продромальный период и период прогрессирования, но нет периода спада и нет тенденции к самоизлечению: хронические болезни заканчиваются только со смертью пациента.
Острые болезни требуют гораздо меньшего времени для изучения, чем хронические. Они все заразны или инфекционны, вызваны действием внешней причины и протекают определенным образом. Когда у человека нарушается пищеварение и появляется рвота, которая потом исчезает, то это просто недомогание, а не болезнь.
Подобные состояния не являются миазмами, т. к. причина болезненного состояния — чисто механическая. Истинная болезнь, приобретенная или наследственная, вызывается нарушением равновесия глубоко внутри организма и распространяется изнутри к внешним частям. Причина заболевания — первичная субстанция, нарушение распространяется в определенном направлении, и поражаются определенные органы и системы. Симптомы со стороны пораженных органов и систем, которые в аллопатической медицине называются патогномоничными симптомами, берутся за основу при классификации болезней.
Неплохо знать эти патогномоничные симптомы, но не для определения названия болезни, т. е. установления диагноза, а для того, чтобы разграничивать болезненные проявления, характеризующие причину болезни, и болезненные проявления, характеризующие следствие болезни.
Я говорю это не для того, чтобы преуменьшить значение диагноза, а для того, чтобы объяснить, что знание диагноза не помогает сделать правильное назначение. Более того, чем большее значение диагнозу вы будете придавать при выборе лекарства, тем труднее вам будет сделать правильное назначение.
Врач-гомеопат, встречаясь со случаем эпидемических заболеваний, должен четко разграничивать две вещи — лечение больного и предотвращение распространения эпидемии. В первом случае при выборе необходимого для лечения лекарства знание диагноза не имеет никакого значения. Во втором случае, чтобы знать, какие предпринять меры для предотвращения распространения эпидемии, необходимо установить диагноз, т. к. при кори и, скажем, при холере проводятся совершенно различные антиэпидемические мероприятия.
Я считаю, что врач-гомеопат в первую очередь должен подобрать препарат, который излечит болезнь, а уж затем необходимо предпринять меры, чтобы защитить других людей, если болезнь заразна.
Врач-гомеопат должен отлично знать основные характерные черты инфекционных заболеваний, чтобы не ошибиться в диагнозе, — врачу, каким бы методом лечения он ни пользовался, непозволительно называть, к примеру, корь скарлатиной или наоборот.
Некоторые хронические болезни протекают таким образом, что их можно спутать с острыми. Например, периодические приступы головной боли. Один отдельно взятый приступ может быть проявлением острого заболевания, но периодически повторяющиеся приступы без тенденции к улучшению свидетельствуют о хроническом заболевании. Подобных повторяющихся болезненных состояний (хотя их появление и связано с различными крайностями в поведении человека или психическими стрессами) не было бы, если у человека скрытно не протекало бы хроническое заболевание: организм сам компенсировал бы все эти нежелательные внешние воздействия. Только «благодаря» хроническому миазму человек страдает от этих кратковременных болезненных состояний. Они не имеют продромального периода, периодов прогрессирования и спада — приступ начинается без всяких предвестников и так же исчезает. У острых заболеваний, так же как и у хронических, всегда есть продромальный период.
«Органон», § 72: «Человеческие болезни бывают или скоротечные, или продолжительные. Скоротечными называются внезапные поражения жизненной силы, имеющие определенную продолжительность, более или менее кратковременную. Продолжительные (хронические) недуги, напротив того, после малого и часто незаметного начала, нечувствительно овладевают организмом (каждая особенным образом) и наиболее нарушают его нормальное состояние, тогда как жизненная сила противополагает им только слабое, неумелое и бесполезное сопротивление (как вначале, так и впоследствии) и никогда не может устранить их собственною своею энергией. Эти недуги обусловлены хроническим миазмом и, постепенно усиливаясь, наконец совершенно разрушают организм».
Различают три хронических миазма, от которых страдает род человеческий: Psora, Syphilis и Sycosis, которые мы и разберем подробно.
Самые сложные случаи в практике врача-гомеопата — такие, в которых проявления хронического миазма искажаются предыдущим неправильным лечением. В этих случаях в первую очередь надо устранить действие лекарств, и только тогда мы сможем подобрать подобное лекарство. К сожалению, в настоящее время почти у всех больных, обратившихся к нам за врачебной помощью, мы отмечаем приобретенные хронические состояния, вызванные постоянным употреблением аллопатических лекарств, действие которых выводит жизненную силу из состояния равновесия. Я считаю, хотя, возможно, я не прав, что в те времена. когда в моде было кровопускание, сильные слабительные и рвотные средства, а также средства, вызывающие обильное потение, человечество было гораздо здоровее, чем сегодня. Даваемые внутрь в «лошадиных дозах» Jalap и Calomel быстро действуют как сильные слабительные, очищая кишечник, и пациент чувствует себя лучше, а кроме того, эти грубые субстанции просто не успевают оказать какое-либо существенное влияние на жизненную силу. В настоящее же время назначаются малые дозы потенцированных лекарств, которые действуют на организм изнутри и длительное время. Подобное действие аллопатических препаратов вызывает самые ужасные болезненные состояния, которые мы только можем себе представить. Более «мягким» препаратам, таким как Sulphonal, требуются месяцы, чтобы проявилось их побочное действие, и они вызывают самые тяжелые нарушения здоровья. Сегодняшние препараты производят «мягкое» первоначальное действие, но их побочные действия вызывают очень серьезные расстройства здоровья.
С. Ганеман писал в свое время, что «наиболее трудно поддаются лечению те заболевания, которые до этого лечились аллопатически». Если это было актуально уже в те времена, когда жил наш Учитель, то теперь эта проблема стала во сто крат актуальнее.