Основным свойством Tuberculinum является постоянная смена симптомов. Они никогда не бывают постоянными и непрерывно меняются. Как только вы вылечиваете Tuberculinum от одной болезни, ее место занимает другая. Сегодня поражается один орган, завтра другой. Один день пациент чувствует себя хорошо, а на следующий — болен. Вне зависимости от того, как хорошо подобрано лекарство, состояние пациента не улучшается, у него появляется новая группа симптомов, для которых требуется другое лекарство. Слово «изменчивый» как нельзя лучше выражает туберкулезное состояние, как психическое, так и физическое. Они постоянно тревожатся, им хочется путешествовать и постоянно менять окружение.
Для них характерны раздражительность, гиперчувствительность и возбудимость. У них часто бывает плохое настроение, они сердятся, особенно по утрам; им ничего не доставляет удовольствия, они вечно не удовлетворены. Пациент Tuberculinum делает из мухи слона и расстраивается из-за малейшего препятствия. Обидевшись на какого-то человека, больной Tuberculinum чувствует непреодолимый импульс «что-нибудь сделать» или сломать, чтобы ослабить напряжение.
Раздражительность указывает на туберкулезное состояние у детей, которые вчера еще вели себя спокойно и послушно, а наутро вдруг начинают ругаться, становятся злыми и раздражительными. Как у Colocynthis, Ignatia, Natrum muriaticum и Lycopodium, любая попытка подавить их агрессию вызывает у них дрожь, слабость и общую апатию.
Обычно у них наблюдаются сильнейший страх, мрачные предчувствия и беспокойство; страх смерти; животных, особенно собак; страх умереть в одиночестве и страх импульсивно совершить суицид.
Эти страхи присутствуют у тех пациентов, которые всегда грустны, подавлены, меланхоличны, угнетены, обескуражены, склонны к слезам (плачут без причины), плачут от малейшей провокации, стонут, постоянно жалуются и печалятся.
Полнейшее равнодушие ко всему с леностью, апатией и беспокойством. С другой стороны, пациенты Tuberculinum испытывают отвращение к физической и умственной работе; любое действие требует от них неимоверных усилий; съесть завтрак или просто поесть представляется им тяжелейшей работой; они не испытывают воодушевления; они не желают разговаривать и отвечать на вопросы, поскольку для ответа им также надо совершить усилие. С другой стороны, они всегда беспокойны, им всегда хочется что-нибудь предпринять, например путешествовать, сменить место работы, учебы или специальность; они постоянно меняют докторов; постоянные сомнения мешают им решать самые обычные вопросы; у них постоянно меняется настроение: они то хотят, то не хотят заниматься выбранным делом и не способны ничего решить.
Это глубоко угнетенные пациенты, любое психическое усилие для них трудно и мучительно. Чтобы понять фразу, они вынуждены прочесть ее несколько раз. Утомление мозга с отупением и спутанностью мыслей. Самые обычные вещи то вдруг вызывают в них безмерное восхищение, то, наоборот, кажутся странными и лишенными логики, что, разумеется, сказывается на их уверенности в себе.
Вкратце Tuberculinum можно охарактеризовать как человека с изменчивым, противоречивым настроением, грустью, меланхолией, раздражительностью, злостью, мрачными предчувствиями, страхами, тревогой, равнодушием, леностью, беспокойством и спутанностью мыслей.
Это шизоидная, интровертированная, эгоистичная личность, склонная к резкой критике и отрицанию, что указывает на разъедающие и деструктивные свойства сифилиса, который в комплексе с псорой составляет конституциональную природу туберкулеза.
Для Tuberculinum характерны частые простуды. Дети (особенно дети больных туберкулезом родителей) страдают от тонзиллитов с лихорадкой, увеличением аденоидов, воспалительных процессов в зеве и нередко от экземы. Tuberculinum, как никакой другой препарат, поможет этим маленьким пациентам. Парадоксально, что при недостатке жизненного тепла и несмотря на то, что холод вызывает озноб и усиление болей, они стараются открыть настежь окна и двери в неодолимом стремлении к свежему воздуху.
Им присуща повышенная чувствительность к переменам погоды; так же как Medorrhinum, Phosphorus и Psorinum, эти пациенты предчувствуют начало грозы.
У них наблюдается непреодолимая усталость, наиболее сильная утром после пробуждения. Пациенты ощущают такую слабость, словно они вот-вот упадут. Слабость в нижних конечностях, особенно ниже коленей, из-за которой они стараются к чему-нибудь прислониться. Это усталые, истощенные пациенты со сниженной сопротивляемостью, психически и физически подавленные, неспособные выздороветь от острых заболеваний, особенно заболеваний дыхательных путей, гриппа или сезонных простуд. Поэтому Tuberculinum полезен детям при слабости после кори или гриппа.
Снижение усвоения и истощение, несмотря на повышенный аппетит и даже булимию. Несмотря на волчий аппетит, пациент весит ниже нормы или теряет вес. Сильнейшая усталость с внезапными вспышками ярости.
Конечно, врач не должен делать назначение на основе общего впечатления, но, как и у других нозодов, описанные нами симптомы Tuberculinum не имеют каких-либо особенных черт. Однако все вместе они составляют то, что Бурнетт описал как хронический туберкулезный синдром. Поэтому особое значение здесь приобретают специфические симптомы, например такие, как мигрень. Специфические симптомы случая должны соответствовать общепринятой клинической картине этого конституционального синдрома.
Интенсивные, постоянные головные боли, которые распространяются из правой лобной доли или области правой брови в заднюю часть шеи или позвоночник. Ощущение жара и тяжести в макушке с ощущением железного обруча или кольца, туго сдавливающего голову. Застой крови в голове с частыми приливами. Периодическая головная боль, приступы возникают каждую неделю, через одну или через две недели и чередуются с заболеваниями дыхательной, нервной системы или другого органа. Установленным клиническим фактом является чередование туберкулезных симптомов с умопомешательством.
Эта развернутая клиническая картина может предшествовать менингиту, полной потере умственных способностей или скоротечной чахотке и очень трудна для лечения. Я наблюдал такой случай: женщина с отсутствием речи, негативизмом и шизофренией была вылечена одной дозой Tuberculinum 1M. Лекарство просветлило ее разум, позволив ей контактировать с окружающими, и восстановило речь, однако вскоре у нее развился туберкулез легких, что встревожило всю ее семью. Они встревожились еще больше, когда я объяснил, что вмешательство может вызвать рецидив психических симптомов. Испуганная семья согласилась подождать. Ее отправили в туберкулезный санаторий в Кордову, в Аргентине, где она и умерла. Ее организм не смог преодолеть туберкулезной блокады жизненной силы, происшедшей в соответствии с законом исцеления Геринга от психики к внутренним органам.
Другим характерным симптомом является чередование поносов и запоров. Стойкий запор сменяется внезапным поносом. Как у Sulphur, понос Tuberculinum заставляет его вскакивать с постели. Хронический понос является типичным для предтуберкулезного состояния. Еще со времен Бурнетта мы хорошо знаем, что пациенты с туберкулезом предрасположены к параличу кишечника.
Для Tuberculinum характерны ревматические поражения. Как у Rhus toxicodendron, боли усиливаются в начале движения, но во время движения уменьшаются.
ПациентыT uberculinum хуже чувствуют себя в состоянии неподвижности, от холода, влажности, при перемене погоды и перед грозой — все это является основными модальностями.
И, наконец, классическим специфическим симптомом является сухой, тяжелый, спастический кашель с последующим отделением обильной, желтой и густой мокроты. Однако этого кашля недостаточно для назначения Tuberculinum, если он не сочетается с потерей веса, утомлением, нервозностью и такими модальностями, как удушье в жаркой комнате и стремлением к свежему воздуху с чувствительностью к холоду и ознобом.
Можно упомянуть и другие частные симптомы. Но ни один из них не имеет ценности, если не сопровождается основными психическими и общими симптомами.
Ниже я привожу описание типичных случаев туберкулеза, при которых показано лечение Tuberculinum.
Ко мне привели трехлетнего мальчика с нервозностью и сильнейшим беспокойством. Он беспрестанно кричал и плакал. Ничто не удовлетворяло и не занимало его. Он просыпался по ночам и начинал плакать или, наоборот, петь. Он постоянно простужался, страдал от насморка и ячменей. Несмотря на то что он всегда был худым, у него был волчий аппетит и он постоянно хотел пить. У него было зловонное дыхание по утрам, он боялся собак, а завидев их, в ужасе кричал.
Пятилетний мальчик, страдавший полным отсутствием аппетита. Он был очень худым и страдал от некроза лимфатических узлов, особенно каротидных, частых поносов и нарушений пищеварения без видимой причины. У него были зловонное дыхание, бессонница или беспокойный сон. Во сне он скрипел зубами. Он всегда был злым, необщительным и грубым, с ним было трудно ладить, и он ненавидел, когда к нему обращались с разговорами.
Восьмилетняя девочка страдала от ежедневного повышения температуры до 37,5 C. За последние четыре месяца она потеряла около трех килограммов, стала раздражительной, возбужденной, грустной и плаксивой. Она плакала во сне и страдала от ужасных ночных кошмаров. Ее близким было трудно ее разбудить и успокоить. В течение 20 дней до прихода в мой кабинет у нее было 3–4 приступа обильного, зловонного поноса каждое утро, причем первый был сразу после пробуждения. Помимо прочего, у нее были сильные боли в правой половине живота при беге, а иногда даже при ходьбе; боли в правой подвздошной области, понос с выделением непереваренной пищи, сильная жажда и метеоризм.
Ко мне на прием пришел шестнадцатилетний юноша, причиной его обращения послужила невозможность набрать вес. Он был худым, истощенным и не мог учиться из-за неспособности сконцентрировать внимание и плохой памяти. У него обильно потели руки, лицо и туловище. Каждое утро при пробуждении возникала тошнота. Он страдал от повышенной нервной возбудимости и часто выходил из себя по малейшему поводу. Он был очень привередлив в отношении пищи и жил почти исключительно на кофе и молоке. В последние три-четыре года у него появилась сухая экзема на предплечье и бедрах. Он также страдал от периодических, неясного генеза головных болей.
53-летний мужчина страдал от очень болезненного свища прямой кишки с периодическими нагноениями; очень сильной, сжимающей, горячей головной боли в области лба и задней части шеи, частых простуд с бесконечными насморками и бронхитом с обильной мокротой. Хотя холодная погода заставляла его страдать и он легко простужался, он нуждался в свежем воздухе и на воздухе чувствовал себя лучше. У него было отвращение к мясу, поэтому он стал вегетарианцем. Он страдал от постоянной жажды, был очень возбудимым, грустным и подавленным. Он постоянно говорил о неприятностях на работе, не любил своих коллег и с нетерпением ждал пенсии, собираясь исполнить свое давнее желание: отправиться путешествовать, поскольку ему хотелось пожить в других условиях.
Каждый из приведенных выше случаев отражает определенные черты Tuberculinum, хотя эту подборку ни в коем случае нельзя назвать полной.
Психические симптомы
Нервная слабость с гиперчувствительностью и сильным раздражением. Пациент легко выходит из себя, бывает грубым, необщительным, угрюмым, угнетенным, обескураженным, психически и физически усталым. Ему трудно или даже невозможно сконцентрироваться, чтобы понять прочитанное, вынужден читать одно и то же по нескольку раз; слабая память. Быстрое психическое и физическое истощение, спутанность мыслей, усталость. Для выполнения любого действия ему требуется совершить усилие. Отсутствие амбиций, нежелание ничего делать; ему тяжело даже есть. Нерешительность, постоянно сомневается. Мучительные размышления по поводу любого пустяка, ни к чему не привязывается; хочет быть идеальным. Приступы глубокой депрессии. Ухудшение перед менструацией; отсутствие надежды на выздоровление.
Ничего не удовлетворяет. Равнодушие, торопливость, капризность, изменчивость, желает то одного, то другого, особенно во время еды. Жалуется, ноет и плачет. Жалуется на мелкие неприятности. Болея и находясь в постели, постоянно жалуется; плачет без причины, очень грустен, не может самостоятельно успокоиться.
Беспокойство от полуночи до полудня. Ухудшение в сырую погоду. Тревога о будущем. Тоска и депрессия; равнодушие.
Страх и мрачные предчувствия. Страх смерти; боится животных, особенно собак (China, Causticum).
У Medorrhinum, страх умереть в одиночестве. Как у Mercurius, страх совершить самоубийство.
Повышенная чувствительность ко всем чувственным ощущениям: к музыке, свету, шуму. Отвращение к прикосновениям; раздражается по малейшему поводу.
Не переносит белого цвета и света, отраженного от белых поверхностей. Приходится прикрывать блестящие ручки дверей и зеркала. Не переносит белых халатов врачей и медсестер.
Гиперчувствительность к разговорам. Усталость от жизни, предпочитает умереть (Medorrhinum).
Не желает разговаривать и отвечать на вопросы.
Все в комнате вдруг начинает казаться необычным, он путается, не может найти нужную вещь.
Окружающая обстановка, например комната и мебель, кажутся непропорционально большими.
Беспокойство по пустякам. Просыпается с ужасным ощущением, что вот-вот что-то произойдет.
Сильное физическое и психическое беспокойство. Желание что-то предпринять.
Желание постоянно менять род занятий и окружение. Желание путешествовать (Calcarea phosphorica, Sepia, Iodum). Психическое беспокойство. Хочется чего-то нового. Постоянно меняет врачей. Очень раздражителен из-за сильного нервного напряжения и беспокойства. Желание бегать, чтобы ослабить напряжение. Напряжение настолько сильное, что ему кажется, что он может взлететь. Раздражительность при пробуждении (Lycopodium).
Приступы ярости, нервного возбуждения, истерии; мелкие неприятности вызывают неконтролируемое раздражение. Должен сделать невероятное усилие, чтобы удержаться и что-нибудь не разбить. Хватает стул или телефон и швыряет на пол.
Дерется, швыряет вещи или ударяет лучшего друга в челюсть. Ломает вещи, чтобы снять напряжение(Anacardium, Belladonna, Ignatia, Nux vomica).
В речи использует грубые ругательства; стремится выйти и быстрой ходьбой разогнать нервное напряжение(Sepia). Ощущение, что, если он не закричит, голова лопнет. Приступы ярости с последующими дрожью, слабостью и истощением. Эгоистичность, эгоцентричность. Склонность к критике; мстительность. Не переносит, чтобы кто-то находился позади него (ощущение, что за ним кто-то стоит, — Medorrhinum, Sanicula).
На вечеринках стоит в углу комнаты. Стоит на улице, дожидаясь, пока кто-нибудь не остановится и не захватит ее с собой.
Чувствительна к страданиям окружающих, к спорам родителей между собой. Легко пугается; легко обижается; постоянно размышляет о своих обидах. Сонливость, ступор, сильная физическая слабость. Отсутствие жизненных сил.
Сидит или стоит, будто погружена в свои мысли, но на самом деле ни о чем не думает; состояние ступора.
Бессознательное состояние или ступор плюс семейный туберкулезный анамнез.
Психоз, острое или хроническое помешательство при семейном туберкулезном анамнезе, или когда показанное средство не действует. Беспокойство и болтливость во время лихорадки; перемежающаяся лихорадка и возвратный тиф.
Ругается: Anacardium, Nitricum acidum, Arsenicum, Lilium tigrinum, Lycopodium, Nux vomica, Tuberculinum, Veratrum album.
Противоречивый, упрямый. Своевольный (Foubister). Основные характеристики: упрямство, тревога, беспокойство. Желание крушить вещи: Apis, Stramonium, Tuberculinum.Разрушительные действия: царапает, когда ласкает и гладит; деструкция, направленная на себя: расцарапывает собственные рубцы. Рассеянность, психическая слабость, постоянные смены настроений и поля деятельности; хватается то за одно, то за другое. Меланхолия, депрессия, грусть.
Упрямые дети: раздражительный характер, дети, которые бросаются на пол от малейшего противоречия.
Сильное возбуждение. Неумеренный смех и плач. Судорожный плач и смех одновременно.
Не переносит, когда ему противоречат. Неумеренная веселость, иногда с приступами ярости. Сильный, спастический плач. Икота и внезапные подергивания кистей и стоп.
Пациентка горько плачет и утверждает, что не хочет жить. Грусть, меланхолия, депрессия, чувствует себя несчастной, ей хочется кричать от раздражения.
Недовольство. Отвращение к жизни. Предчувствие смерти, мысли о смерти. Дети, которые говорят о смерти, тревожатся по поводу болезней и своего здоровья.
Тревожится по поводу спасения души и будущего. Мрачные предчувствия, ощущаемые в желудке.
Тревога в грудной клетке. Ощущение тоски, будто душа вот-вот покинет тело, с болезненными приливами крови к грудной клетке и удушьем.
Ощущение жара в голове и тревоги в сердце, которое заставляет его вскочить с постели и покинуть дом.
Муки совести, будто он совершил преступление.
Ощущение, как при геморрагическом инсульте.
Плохое настроение и депрессия.
Чувствительность к музыке, не может слышать нежную музыку без стеснения в груди.
Нежелание заниматься умственным трудом.
Пациенту легче анализировать, чем делать выводы.
Умственная вялость, не может отбросить прежние идеи.