ОСЬ АКТИВНОСТЬ-ТЕМПЕРАТУРА — ЖАЖДА-ПСИХИКА
Мы хотим знать, какие изменения в общих и психических симптомах активности, температурных характеристиках и потребности в жидкости произошли в конституции пациента.
Проще говоря, как конституция отреагировала на ОСТРУЮ БОЛЕЗНЬ? Лишь в том случае, если произошли изменения (по сравнению с «оригинальной» конституцией пациента) во всем указанном выше, пациенту потребуется иное, не его конституциональное лекарство. Если мы наблюдаем психические изменения — раздражение, страх и пр., изменились ПСИХИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ. Короче, изменилась вся ось Активность—Температура — Жажда — Психика. Требуется новое лекарство, которое должно быть подобным новой оси Активность — Температура — Жажда — Психика и должно излечить пациента согласно нашему главному закону — закону подобия.
Это означает, что если есть изменения в АКТИВНОСТИ пациента, то изменились общие симптомы. Если изменилась переносимость холода и жары — значит, изменились ТЕМПЕРАТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Если пациенту нужно больше или меньше воды — значит, изменилась ПОТРЕБНОСТЬ В ЖИДКОСТИ.
Общие симптомы: активность. В разделе «Активность» объясняется, почему этот показатель важен нам для оценки происходящих в конституции изменений. Как оценить активность?
Активность пациента может быть:
— усиленной,
— ослабленной,
— неизмененной.
Изменение в активности должно оцениваться не на основе ответа, полученного на прямой вопрос, но на основе наблюдения врача (исключение составляют младенцы).
*Ослабленная активность
В норме активный, разговорчивый, быстрый человек становится заторможенным, инертным, неразговорчивым и медлительным. Он либо лежит в бездействии, либо все время спит.
Мать может сообщить, что ее ребенок сегодня спит почти 10 часов и не просыпается, чтобы что-либо съесть или выпить. В рассматривавшемся нами выше примере пациент был заторможенным, хотя и не сонным. Значит, мы выбираем вариант—заторможенный и лежит в бездействии. Активность снизилась, потому что большое количество энергии (т. е. АТФ) из митохондрий сейчас используется для борьбы с вторгнувшимся агентом или для переноса токсинов из клетки в клетку посредством активного транспорта.
*Усиленная активность
Усиленная активность может наблюдаться как в физической, так и в психической сферах. Психическая активность выражается в тревожности или гиперактивности, проявлением которой является болтливость. Таким образом, усиленная активность подразделяется на:
— физическое беспокойство (без тревожности)
— психическое беспокойство (с тревожностью)
— речевую активность (болтливость).
*Физическое беспокойство
Пациент двигается или вынуждается к движению неизвестным внутренним побуждением. Не сидит на одном месте. Двигается постоянно, сам не зная зачем. Расхаживает по дому или уходит гулять, и все это лишь для того, чтобы находиться в движении.
*Психическая активность
Биохимические изменения проявляются изменениями в психической сфере; пациент становится ТРЕВОЖНЫМ. Ребенок беспрерывно плачет, или становится капризным, или внезапно становится упрямым, начинает пинаться, кусаться, драться и т. д. Взрослый не терпит, чтобы его беспокоили, все задаваемые ему вопросы приводят его в состояние крайнего раздражения. Короче говоря, психическая толерантность ко всем внешним раздражениям снижается, приводя пациента в состояние беспокойства и неуверенности в том, что с ним может произойти в дальнейшем.
*Речевая активность
У пациентов определенных конституций острая болезнь может вызвать нарушения в зоне Вернике. Соседние с ней зоны посылают в нее асинхронные импульсы, вследствие чего сама зона начинает посылать хаотичные сигналы в речевую зону Брока, что и приводит к болтливости. Это проявляется в следующих трех формах:
— пение
— декламирование стихов
— ругательства
*Пение
При усилении лихорадки или при токсемии у пациента поднимается настроение и он начинает напевать. В сущности, это не обязательно будет настоящее пение. Часто пациент просто произносит слова в такт какой-либо мелодии, заменяя слова песни своими собственными и все время повторяя их.
*Неизмененная активность
Иногда никаких изменений при острых инфекциях или заболеваниях не происходит. Это означает, что нет изменений в активности пациента. Он не становится ни заторможенным, ни гиперактивным. Эти пациенты страдают молча, ни на что не жалуясь.
Отсутствие жалоб может быть следствием следующих причин:
• пациент всем доволен (например, Opium),
• пациент не переносит проявления жалости или симпатии по отношению к себе (например, Natrum muriaticum),
• пациент не хочет, чтобы другие беспокоились из-за него, или боится не выполнить свои обязанности, пропустить школу или не явиться на работу (например, Siliicea).
Теперь мы подходим к следующему вопросу. Мы должны решить, жаркий наш пациент или зябкий.
Температурная ось «жаркий» — «зябкий»
Этот вопрос является спорным. Я видел гомеопатов, которые не верят в существование такой оси. Это обычно объясняется так:
а) «Жаркий» и «зябкий» описываются в книгах по западным стандартам, что может не совпадать с индийским стандартами.
б) Если психические или «поразительные, единственные, необычные и специфические симптомы» или все иные симптомы соответствуют определенному лекарству, то температурными характеристиками можно пренебречь.
в) Трудно определить, «жаркий» пациент или же «зябкий», поэтому следует отказаться от использования температурных характеристик.
На это я могу ответить следующим образом:
а) «Жаркий» или «зябкий» описываются по западным стандартам. Но ухудшения в четыре часа утра или в полночь также установлены по западным стандартам. Следует ли нам поэтому принять в учет разницу в часовых поясах и считать ухудшением в полночь ухудшение в семь или восемь часов вечера?
Тогда Arsenicum придется давать тому, кому требуется Bryоnia и т. д. Если время относительно, то относительна и температура. «Жаркий» и «зябкий» должны рассматриваться соответственно индийским стандартам, которые также могут изменяться в зависимости от высоты над уровнем моря. «Зябкий» пациент из Пенджаба может превратиться в «жаркого» в Мумбае (бывш. Бомбее. — Прим. перев.) или Ченнае (бывш. Мадрасе. — Прим. перев.). «Жаркий» пациент из Мумбая может стать «зябким» в Дели.
«Жаркий» пациент не означает, говоря языком репертория, рубрики «Жар вызывает ухудшение», «Ухудшение от тепла» или «Ухудшение на солнце». Аналогично этому «зябкий» пациент не означает рубрики «Ухудшение от холода» или «Ухудшение от холодного воздуха».
Ухудшение от жара или холода обозначает частный симптом. Нас же интересуют общие симптомы. Нас интересует толерантность пациента к теплу и к холоду в сравнении с ТОЛЕРАHTHOCTЬЮ иных людей в том же самом климате.
Сниженная толерантность к теплу (в сравнении с другими в том же климате) может безусловно рассматриваться как характеристика «ЖАРКОГО» пациента.
Сниженная толерантность к холоду (в сравнении с другими в том же климате) может безусловно рассматриваться как свидетельство «ЗЯБКОГО» пациента.
Повышенная толерантность к холоду (в сравнении с другими в том же климате) может рассматриваться как свидетельство «ЖАРКОГО» пациента.
Повышенная толерантность к теплу может рассматриваться как свидетельство «ЗЯБКОГО» пациента.
Примеры
(1) Люди, которые не могут находиться без кондиционера или вентилятора даже во вполне комфортном для других климате, несомненно «ЖАРКИЕ». Люди, которым для нормального самочувствия даже в мягком климате требуется кондиционер или вентилятор, должны считаться «ЖАРКИМИ». Люди, которые редко надевают свитер или надевают его последними среди своих друзей и родственников, вероятнее всего «ЖАРКИЕ».
(2) Люди, нуждающиеся в двойном количестве теплых вещей или, надевающие свитер при малейшем понижении температуры, в большинстве своем «ЗЯБКИЕ». Люди, которые
в галстуке и с наглухо застегнутым воротничком рубашки могут вполне комфортно находиться в душной жаркой комнате, могут рассматриваться как «ЗЯБКИЕ».
Часто мы слышим, как пациент говорит: «Я очень чувствителен как к жаре, так и к холоду». Ecть пациенты, которые заявляют: «Я не выношу ни жары, ни холода». Это пациенты амбивалентных препаратов, таких, как Mercurius solubilis, Antimonium crudum, Natrum carbonicum, Cinnabaris. Они не могут переносить ни жару, ни холод, и их состояние ухудшается как от жары, так и от холода.
Mercurius при острых заболеваниях — при кашле, холоде, насморке, лихорадке или диарее, т. е. при Псорических состояниях — проявляет себя как «ЖАРКИЙ» («ГОРЯЧИЙ») препарат. При хронических состояниях — например, гипертензии вследствие атеросклероза, язвенном колите и т. д., т. е. при Сикотическом или Сифилитическом миазме, Mercurius проявляет себя как «ЗЯБКИЙ» («ХОЛОДНЫЙ») препарат.
Для оценки «ЗЯБКОСТИ» не спрашивайте о холодных или горячих ваннах. У меня есть студенты, которые были введены в заблуждение температурой воды для купания. Температура воды для купания — больше вопрос привычки. В городах и вообще везде, где есть электричество, где имеются бойлеры и газовые колонки, люди привыкли мыться теплой водой. Чем более наполнена усовершенствованиями наша жизнь, тем более
люди склонны использовать бойлеры и колонки даже в теплом климате Мумбая. В сельской местности или вообще там, где ежедневный подогрев воды практически невозможен, можно найти людей, моющихся холодной водой даже в самые студеные зимы, что вовсе не означает, что это «жаркие» конституциональные типы. Это всего лишь привычка.
Работа в кондиционированном климате также вырабатывает привычку. Вполне можно найти людей, которые целый день работают в кондиционированных помещениях, но совершенно не переносят кондиционеры или вентиляторы ночью, когда идут спать. Такой пациент постоянно ссорится со своей женой из-за вентилятора: как только она его включает, он его немедленно выключает.
Говоря о постели, надо напомнить, что многие пациенты заявляют: «Я должен укрываться тонким или толстым одеялом, когда я сплю ночью». И это может быть лишь привычкой. Работая с такими пациентами, следует внимательно изучать их конституциональные типы. Пациентам «робких» конституциональных типов вроде Calcarea, предпочитающим прятаться в своей раковине, пледы и одеяла напоминают эту раковину, а потому тяга к комфорту в данном случае не имеет связи с теплом и холодом.
Необходимо также отметить здесь, что у большинства невротических, истерических пациентов мы можем пренебречь важностью температурных характеристик. На первый взгляд здесь есть противоречие. Но следует вспомнить, что истерия предполагает неестественную, гиперболизированную реакцию на раздражители. К примеру, обычный спор между мужем и женой из-за вентилятора ночью может разрастись до таких размеров, что приведет к разводу или самоубийству, если один из супругов реагирует истерически. Обычное возражение повергает истерического субъекта в гнев. Короче, когда любая реакция на окружающие раздражители выходит за разумные границы, то мы говорим о повышенной чувствительности, граничащей с истерией. То же правило применимо и в случае температурных характеристик. Жар или холод — это стимулы. Если пациент имеет повышенную чувствительность к раздражителям, то и реакция на температурные стимулы будет извращенной. Соответственно температурные характеристики «истерических» препаратов не могут быть определены математически точно. Мы видим либо выраженную реакцию как на жар, так и на холод, либо быструю смену от «жаркости» к «зябкости», стоит лишь пациенту снять шляпу или при изменении его настроения. Pulsatilla — несомненно «жаркое» («горячее») лекарство для острых состояний, не переносящее жары и закрытых помещений и требующее холодного свежего воздуха. Однако в ситуациях, когда превалируют истерические симптомы, она становится «зябкой» («холодной»).
Характерная конституциональная изменчивость Pulsatilla также заставляет ее изменяться от «жаркости» к «зябкости», от жажды к ее отсутствию. Такое же отношение должно быть и к иным «истерическим» лекарствам, таким как Moschus, Valeriana, Asafoetida.
Сейчас самый главный вопрос что следует принимать во внимание — генетические конституциональные температурные характеристики или те, что мы наблюдаем при остром заболевании?
«ЖАРКИЙ» И «ЗЯБКИЙ». Для того чтобы понять важность характеристик «горячего» и «холодного», необходимо сначала понять важность изоляционной системы организма.