Православна ли гомеопатия?
Этот странный на первый взгляд вопрос всерьез занимает сознание многих верующих. В последнее время в некоторых околоцерковных изданиях стали появляться реплики о несовместимости гомеопатии и христианства, об « оккультном» характере гомеопатии и недопустимости для православного христианина обращаться за помощью к представителям данного направления медицины и т.д. К сожалению, подобные «анафематизмы» имеют шанс быть услышанными, так как находят поддержку и со стороны отдельных священнослужителей, чей авторитет в некоторых православно-медицинских кругах достаточно высок. В данной статье нам не хотелось бы доказывать ни «православность» гомеопатии, ни ее « научность», и, прежде всего, потому, что начавшаяся полемика, увы, не является ни богословской, ни подлинно научной. В данном случае наш ответ носителям тоталитарной идеологии может быть только один – подлинно историческая перспектива.
Гомеопатия пришла в Россию не вчера, а еще при жизни ее основателя Самюэля Ганемана, и неужели Православная Церковь еще тогда не заметила бы пагубности этого учения. А если и заметила, то почему побоялась обличить устами своих святителей, преподобных и праведных? Удивительно, но эти уста сказали совсем обратное.
Итак, век 19, действие первое: гомеопатия и медицина.
Первое упоминание о гомеопатии на просторах империи относится приблизительно к 1823 году, а первые врачи-гомеопаты были, как положено, немцы. Многие из них были «врачами по вызову» для членов царской семьи и пользовались державным покровительством, что в целом являлось неплохим началом для развития гомеопатии, однако, как и везде в Европе, противодействие «старой» медицинской школы оказалось достаточно агрессивным. Запретить не успели – обрушилась холера (1830 – 1831), обнаружив всю слабость тогдашней аллопатической медицины, а гомеопатия показала себя как нельзя лучше: некоторые помещики (в частности, Семен Корсаков) спасли жизни сотен крестьян, назначив им гомеопатические средства. Сообщения об этом достигли Санкт-Петербурга, где благодаря поддержке адмирала Николая Мордвинова было разрешено использовать гомеопатию в частной практике, запретив, однако, ее применение в официальной медицине.
Это двусмысленное положение оставалось в силе очень долго, и, несмотря на появление своих российских врачей-гомеопатов, было ясно, что надежды заинтересовать медицинское сообщество доктриной гомеопатии оказались тщетными, а «Журнал гомеопатического лечения» даже требовали закрыть как представляющий опасность для «системы здравоохранения». Гомеопаты были вынуждены искать новых союзников в российском обществе. Как ни парадоксально, таким преданным союзником гомеопатии на долгие годы, даже до сего дня, становится православное духовенство.
Итак, действие второе: гомеопаты и Церковь.
Самым курьезным, но и показательным явился опыт православных миссионеров Иркутской епархии, где гомеопатия получила распространение благодаря архимандриту Иннокентиевского монастыря Вениамину.
Миссионеры методично изучали принципы гомеопатии и по благословению Преосвященного были оснащены даже индивидуальными аптечками. Успех был настолько необыкновенным, что в 1871 году Комитет Православного миссионерского общества признал роль гомеопатии в обращении малых народов Сибири и Дальнего Востока в христианство, так как и местные жители, несмотря на успехи буддийских лам в медицине, были поражены результатом гомеопатического лечения у православных священников.
Трудно сказать, имела ли эта история продолжение, но другая разворачивалась уже не на окраинах империи, а в самой российской глубинке. Там сельские батюшки, упоминание о которых вызывает в памяти образы колоритных лесковских персонажей, понесли гомеопатию в массы, сделав ее поистине народной медициной. Эти скромные труженики на ниве Христовой облегчили страдания тысяч простых людей, а возможно, спасли и сотни жизней. Во многом распространение гомеопатии было вызвано разочарованием в системе медицине земской, которая у современного человека ассоциируется с интеллигентным лицом Антона Павловича Чехова. На деле же земская медицина оборачивалась к бедным людям другими частями тела, так как была весьма накладной, а во многих районах России квалифицированная врачебная помощь была практически вообще недоступна (земства не имели средств для содержания врачей).
В 1880-е годы священники-гомеопаты стали активно печататься в гомеопатических периодических изданиях, рассказывая о своих опытах лечения. Вот характерное сообщение, представленное священником Дмитрием Матвеевым (подобных сообщений было множество): «11 сентября 1885 г. меня пригласили к больной женщине для «прощального напутствия». Пациентка оказалась роженицей, и она действительно могла вот-вот умереть. Несмотря на все усилия и идиотизм местных старух, в течение двух дней желанные результаты (роды) не последовали. Ситуация стала критической. Благодаря недавней практике гомеопатического лечения я вызвался помочь. Отсутствие родовых потуг и общая слабость женщины указывали на Секале корнутум. Я назначил частые прием этого средства». После приема препарата, предписанного священником, роды начались и закончились наутро рождением ребенка. Лично у автора образ этого батюшки вызывает искреннее восхищение, а ведь он был не одинок.
В 80-годы Священным Синодом была даже предложена программа преподавания основ медицины в духовных семинариях, включая изучение гомеопатического метода. В 1890 г. ведущее православное периодическое издание «Церковные ведомости» (напомним, обязательное к подписке в каждой волости) по разрешению Победоносцева выпустило на правах брошюры специальное приложение «Некоторые краткие сведения относительно гомеопатии», что произвело эффект разорвавшейся бомбы. После публикации резко возросло число священников-гомеопатов. В конце столетия многие священники и епископы были активными деятелями гомеопатических обществ, причем это участие было профессиональным. Вот некоторые цифры: в 1896 г. из трех гомеопатических аптек Санкт-Петербурга препарат получали одна тысяча сто семьдесят два священника! Учитывая, что в России насчитывалось 16 специализированных аптек, мы получаем просто шокирующую статистику. Около тысячи священников были также подписчиками журнала «Врач-гомеопат» и участвовали в сборе средств на памятник Ганеману.
Одним их самых больших достижений российских гомеопатов было одобрение праведного Иоанна Кронштадского, который оказал существенную поддержку методу гомеопатии и словом, и делом. Позднее некоторые священники, практикующие гомеопатию, писали, что к изучению метода их подвигли проповеди отца Иоанна, в которых он говорил о чудесах исцеления больных с помощью гомеопатических лекарств. Не обошел вниманием гомеопатию и другой великий подвижник и духовный писатель прошлого столетия святитель Феофан Затворник. В письмах духовным чадам он советовал обращаться к гомеопатам, ибо те «не пасуют перед болью». Интересно отметить также, что между гомеопатическими обществами и корпорацией врачей-аллопатов разница была не только в исповедании разных подходов к болезни и больному, эта разница касалась также общественных и религиозных идеалов. В то время как гомеопатические обществ имели выраженный консервативно-монархический оттенок и были практически православными по духу (во многом благодаря влиянию духовенства), официальные медицинские структуры дореволюционной России были рассадниками не только либеральных, но во многом радикальных и атеистических идей с выраженной критикой по отношению к государству и Церкви.
Каким бы поверхностным ни был наш исторический экскурс, его вполне достаточно, чтобы понять одно: гомеопатию и Русскую Православную Церковь связывает давнее благодатное соработничество на ниве исцеления душ и телес. Православные пастыри минувшей эпохи воспринимали гомеопатию как подлинно христианскую медицину, позволяющую видеть и врачевать в человеке не отдельные болезни, а целую личность в совокупности духовного, душевного и телесного страдания. Отрадно, что многие почитаемые в народе духовники и старцы дня сегодняшнего (в частности, митрополит Антоний Сурожский, о. Иоанн Крестьянкин, о. Николай Гурьянов, о. Кирилл Павлов) понимают это, благословляя врачей и болящих прибегать к помощи гомеопатического метода. Очень интересные перспективы открываются в соотнесении основных принципов гомеопатии с христианской антропологией и даже сотериологией. Системная психофизиология с ее представлением об активном нейроне, реализующим свои метаболические потребности через информационный обмен с микросредой, дает нам возможность по-новому взглянуть на принцип гомеопатических разведений уже с естественнонаучной точки зрения. Это, однако, тема для отдельной статьи, в которую войдет доклад, сделанный автором на Международном гомеопатическом конгрессе, прошедшем 21-22 ян6варя 2001 года в Москве. (Являясь священнослужителем РПЦ и имея высшее богословское образование, с одной стороны, а также, будучи практикующим врачом-гомеопатом и специалистом в области физиологии человека – с другой, автор считает себя вправе поднять проблему гомеопатии и христианства на страницах « ИГР» и будет весьма признателен за любое участие в ее обсуждении).
Священник Антоний Ильин.
«Православный медицинский листок»
№ 2(4), 2001.
Приложение к журналу «Слово» союза православной молодежи. Украина, 320005, г. Днепропетровск-5, а\я 5471