Гомеопатия и восточная (китайская и индийская) медицина.
Эти две области медицины взаимодействуют уже давно и весьма плодотворно. На их основе появились такие направления, как метод Фолля, гомеосиниатрия. Родственным в гомеопатии и восточной медицине является, во-первых, их недекларативный интерес к личности больного человека. Причем этот интерес не является праздным, но есть часть технологического процесса диагностики и лечения. Вторым не менее важным моментом, роднящим эти направления, является системность подхода – не существует ничего неважного в личности и жизни больного, что не могло бы привести к лечебным выводам. Третьим существенным моментом является то, что диагноз одновременно является и лечением. Например, гомеопат ставит диагноз: пациент типа Sepia – это является основанием для лечения препаратом Sepia . На вопрос «какой диагноз вы поставили?», обращенный к гомеопату, наиболее корректен ответ, соответствующий названию лекарства. Ибо диагноз «почечная недостаточность», «гипертоническая болезнь» и т.п. не приводит ни к каким обязательным лечебным выводам, и постепенно эти диагнозы превращаются в хроническую почечную недостаточность или хроническую гипертоническую болезнь, т.е. невылеченную почечную недостаточность, бредущую из года в год по пути, в конце которого флегматично дожидается хирург, поблескивая скальпелем.
Так же как в гомеопатии, в восточной медицине диагноз звучит, к примеру, человек типа вода – инь, следовательно, основное воздействие будет проводиться на канал энергии вода инь (почки), таким образом, разрыва между диагнозом и лечением нет, а есть полное соответствие.
Следующим важным моментом, объединяющим эти направления, является целостность восприятия психических и физических проявлений. Например, нарушения функции все тех же почек могут сопровождаться не только отклонениями в анализе мочи, болями в области почек, но и паническими атаками, причем психические признаки могут появиться задолго до физических, а также вообще срыв компенсации данного органа может произойти после испуга или длительного стресса.
И, наконец, последнее родственное качество – это вписанность представления не только в пространственные, но и во временные рамки.
Грамотное назначение гомеопата и рефлексотерапевта будет не только ориентировано на факторы, усиливающие или ослабляющие тяжесть состояния (лето, полнолуние, во время сна и т.п.), но лечение будет проводиться в точном соответствии с биоритмами. К примеру, препарат дается (или биологически активная точка активизируется) только в определенное время суток. Например, время максимальной активности меридиана почек 17–19 часов, и следовательно, это наиболее подходящее время для воздействия. Если же воздействие проводится не на пике работы органа, то эффект в лучшем случае будет минимальный.
Но теперь мы добрались до важных отличий восточной и западной (гомеопатии) медицины. Во-первых, гомеопатия обладает меньшим периодом наблюдений – всего несколько столетий, у восточной медицины этот период на порядок больше. Во-вторых, чрезмерная детализация гомеопатических описаний есть серьезное испытание для гомеопатов, практикующих на скорой и в реанимации, когда нужно мгновенно подобрать средство и почти нет времени для раздумий. В-третьих, гомеопатический метод не включает в себя знания о диете, физических упражнениях и сексе, профессии и хобби, а есть лишь лекарственный метод. В-четвертых, он является самым быстродействующим (вопреки мифу) из всех существующих, потому что отсутствует период накопления лекарства. В-пятых, он запускает основной инстинкт – саморегуляции (помимо самовоспроизведения и самосохранения). В-шестых, обладает более выраженным способом устранения неврозов (т.е. физиологических порочных кругов, сформированных под влиянием дурных привычек). В-седьмых, в состоянии полного отсутствия жизненной энергии иглоукалывание противопоказано, а гомеопатия показана, отчасти это касается беременных и новорожденных. В-восьмых, гомеопатия создана в христианской Европе, и обращение к ней не насилует совесть европейца, в отличие от восточной медицины, которая довольно назойливо предлагает свои духовные практики.
И последнее, все недостающее в гомеопатии может быть легко принято из восточной медицины ровно настолько, насколько это необходимо для излечения тела без вреда для души.