Глава 4. ПОДБОР ГОМЕОПАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ ОСТРЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

ПОДБОР ГОМЕОПАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ ОСТРЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ              

В 1-ой главе мы говорили о том, что метод определения гомеопатиче­ского средства для лечения данного конкретного заболевания заключа­ется в сопоставлении двух клинических симптоматических картин, ко­торые должны совпадать, — экспериментального симптоматического патогенеза препарата, отображающего способ реагирования организма здорового человека в ответ на воздействие фармакологического вещест­ва, и симптоматической клинической картины, составляющейся на основе полного и всестороннего обследования пациента, которая определяет механизм реагирования организма больного человека на болезнь, куда входят:

— во-первых, патогномоничные (характерные для данной болез­ни) симптомы заболевания, являющиеся составной частью классической симптоматологии;

— во-вторых, симптомы, характерные для индивидуальной реакции организма пациента, являющиеся составной частью гомеопатической симптоматологии. Это «изменения в самочув­ствии и в манере поведения пациента» вследствие заболевания.

Но так как симптомы гомеопатической семиотики чрезвычайно разнообразны и тонко разграничиваются, в ходе записи истории болезни выявляется великое множество симптомов, которые, на первый взгляд, осложняют процесс выбора одного-единственного, наиболее подобного средства.

В действительности вам необходимо, чтобы совпало лишь небольшое число главных, наиболее важных симптомов. Из этого вытекает необходимость иерархии симптомов. Говоря иначе, некоторые симптомы важнее всех остальных для подбора similium и потому соответствуют подобию, границы кото­рого варьируют между способами реагирования двух организмов (здорового и больного), например:

  • Если два способа реагирования подобны лишь на уровне лока­лизованного местного функционального симптома, такого как рвота или диарея, то подобие весьма ограничено. Данный сим­птом связан с локализацией ресурсов лишь одного-единственного органа или системы органов. Если провести сравнение, используя во­енную терминологию, орган или система мобилизовали на борьбу с болезнью лишь небольшое количество клеток или небольшое количество солдат. Это низший разряд иерархии симптомов, ска­жем ранг «сержанта».

Если два способа реагирования подобны уже на уровне общего симптома (температура, потеря веса, потение и т.д.), то границы подобия раздвигаются. Данный симптом — следствие локализации нескольких физиологических функций или нескольких »отрядов войск», которые задействуются для борьбы с болезнью. Данный разряд превосходит предыдущий, давайте отнесем его к рангу «лейтенанта».

Если два способа реагирования подобны на уровне общего сим­птома, охарактеризованного модальностью, то мы привлекаем также и субъективный элемент, а именно «психический» элемент — «специализированную дивизию», которая объединяет воедино все три «ранга». Данный разряд симптомов соответствует еще более высокому рангу, чем предыдущий, то есть рангу «майора».

Если два способа реагирования подобны на уровне общего пси­хического поведения, то это означает, что все войска военного лагеря, то есть человеческого организма как единого целого, пол­ностью приведены в действие. Так называемый «психический» элемент в иерархии симптомов является симптомом самой боль­шой важности — это ранг «полковника».

Однако существует один, еще более важный элемент. Для мобилиза­ции всех войск необходим приказ штаба, то есть «генерала». Этот «верховный приказ» — этиология, то есть микроорганизм, вирус, внезап­ное переохлаждение, травма или нервное потрясение, которые привели в действие механизм защитных сил организма.

Отсюда вытекает и иерархия симптомов, которой обычно пользуются врачи-гомеопаты. Перечислим эти с симптомы в порядке нарастания их степени значимости:

— местные симптомы;

— общие симптомы;

— модальности, характеризующие симптом;

— психическое поведение, которое ошибочно называют “психическим симптомом»;

— этиологические симптомы.

Однако существуют две ошибки, которых нужно постараться избежать.

Первая   ошибка присуща гомеопатам, заимствующим методы тради­ционной медицины: они выясняют, насколько значимы и вески лишь патогномоничные симптомы болезни, то есть симптомы, одинаковые для самых различных категорий больных. В подобном случае пациент пре­вращается в «робота», сломанную машину, тело без души. Его индиви­дуальный способ реагирования игнорируется, и достигнутые результаты (если при таком подходе вообще можно добиться каких-либо результа­тов) оказываются поверхностными и недолговечными.

Вторая ошибка характерна для некоторых рассеянных, невниматель­ных врачей-гомеопатов, учитывающих лишь те симптомы, которые ото­бражают реакцию пациента и его организма на болезнь, а именно «психические» симптомы. Подобный подход применяли Кент и его спиритуалистическая школа. Они заходили так далеко, что писали: «Патогномоничные симптомы заболевания не играют никакой роли при выборе гомеопатического средства лечения».

Такой чисто философский подход приводит к тому, что гомеопатия трансфор-мируется в теософию, а человек превращается в душу без фи­зической оболочки, без тела. Важные, серьезные и очевидные диагнозы при подобном подходе могут быть совершенно упущены из виду.

Данный подход однажды чуть не погубил процветающую гомеопа­тию Соединенных Штатов, хотя в настоящее время клиническая медицина вообще становится все более и более совершенной и развитой, постепенно завоевывая то признание, которое она заслуживает.

Кроме того, многие могут справедливо заметить, что данный под­ход никак не согласовывается с методом, разработанным и приведен­ным в систему Ганеманом, так как в большинстве случаев так называе­мые «психические» симптомы, рассматриваемые последователями Кен­та, — это не обнаруживающиеся в ходе эксперимента изменения психиче­ского поведения, а скорее психологические характеристики чувстви­тельных типов, результат субъективного толкования как со стороны экспериментатора, так и со стороны пациента. К тому же последователи Кента устанавливают гомеопатическое средство на основании «психического симптома», на основании влечения или антипатии к той или иной пище и на основе общих субъективных симптомов. Именно по причине существования подобной ошибочной практики гомеопатию часто справедливо упрекают в субъективности и в том, что она не учи­тывает заболевание, которым страдает человек.

Как обычно истина находится посередине между этими двумя крайними подходами. Эта золотая середина или иерархия между патогномоничными симптомами заболевания и симптомами, характеризующими индивидуальный способ реагирования пациента, оказывается очень разной в зависимости от того, имеем ли мы дело с острым или хроническим заболеванием.

Острое заболевание — это заболевание, возникающее внезапно и неожиданно у здорового человека. Для острого заболевания характерна четкая этиология, и оно развивается достаточно быстрыми темпами, чтобы завершиться излечением без последствий, то есть возвратом к безупречному здоровью, которым отличался пациент до того, как его неожиданно поразила болезнь.

Существует четыре группы острых заболеваний:

Местные (ограниченные) процессы заболевания ярко выра­женного   острого   характера:   травма,   локализованные   инфекции (панариции, фурункулы, лимфангиит, ларингит, бронхит и т. д.).

Идиопатические общие заболевания эпидемического или ино­го характера: эпидемический грипп, скарлатина, ветряная оспа, вирусный гепатит и т. д.

Острые общие функциональные синдромы, проявляющиеся внезапно или же имеющие причиной страх, испуг, гнев, раздражение, нервное потрясение и т. д.

Периоды обострения в течение хронического заболевания, например, приступ астмы, являющийся эпизодом внезапного обострения скрытно протекающего хронического заболевания. Подобные периоды обострения лишь с натяжкой можно подвести под определение острых заболеваний.

Давайте еще раз, более детально рассмотрим каждую из этих четы­рех групп.

 Острые или внезапные острые заболевания

При рассмотрении местных заболеваний ярко выраженного острого характера или проявляющихся внезапно, таких как растяжение, панари­ции, ангина, бронхит, диарея, и т. д., «психические» симптомы не берут­ся во внимание. Достаточно знать непосредственную причину и патогномоничные симптомы заболевания.

В гомеопатии существуют средства, соответствующие некоторым ясным этиологиям:

ARNICA применяется при травме;

HEPAR SULPHURпри нагноительном процессе

ACONITUM NAPELLUSпри   последствиях внезапного переохлаждения,

DULCAMARA при последствиях переохлаждения во влажную,
сырую, туманную погоду;

RHUS TOXICODENDRONпри переохлаждении из-за повышен­
ной влажности воздуха после физического напряжения или интенсивной мышечной нагрузки;

ANTIMONIUM CRUDUMпри переедании;

NUX VOMICAпри перепое.

Кроме того, существуют препараты для лечения четко локализованных заболеваний, так как эти препараты в ходе токсикологического и патогенетического исследования обнаружили свойство воздействовать на конкретный орган:

VIPERA предназначена для лечения перифлебита;

BUFO RANAдля лечения локализованного лимфангиита;
AESCULUS HIPPOCASTANUMдля лечения геморроидальных узлов;

APIS применяется при различных видах отеков и т. д.

Если острое заболевание проявляется намного сильнее, ярче, чем обычно, или если пациент более восприимчив к болезни, то при заболе­вании появляется более сильная общая реакция, и тогда необходимо выявить следующее:

— периодичность, время суток;

— модальности (улучшение или ухудшение в холоде или тепле, при движении или покое и т. д.);

— наличие или отсутствие жажды, боли, потоотделения.

«Психические» симптомы следует учитывать лишь в том случае, когда они недвусмысленны и характеризуют течение острого заболе­вания, отображая очевидные перемены в поведении пациента: беспо­койство (возбужденное состояние), прострация (слабость, упадок сил), галлюцинации, четко выраженные страдания я страх умереть.

Нечетко выраженные беспокойство, нервозность или усталость не являются существенно важным признаком. И конечно же, совершенно нелепо спрашивать пациента, страдающего обострением геморроя, влияет ли на него музыка, заставляет ли она его плакать, восприимчив ли он к проблемам окружающих людей, отмечаются ли у него наруше­ния памяти, ревнует ли он свою жену и в порядке ли его сексуальная жизнь, как это часто делают некоторые гомеопаты — последователи спи­ритуалистической школы.

 Идиопатические острые общие заболевания

Вне зависимости от того, являются ли они эпидемическими (заболевания, сопровождающиеся сыпями, эпидемический грипп, вирус­ный гепатит и т. д.) или нет, их этиологии всегда предельно ясны. Болезнь четко выражены и соответствуют более или менее стереотипным спосо­бам реагирования, указывающим на небольшую группу гомеопатических средств. Так скажем, примерно десятью различными препаратами можно вылечить почти все сопровождающиеся сыпью детские болезни.

При повальных, массовых эпидемиях (например, при эпидемии гриппа) большинство людей реагируют на болезнь стереотипно. В опре­деленные годы эпидемический грипп имеет преимущественно энцефа­литный характер и почти в 100% случаев может быть излечен такими средствами, как GELSEMIUM или BRYONIA. В другие годы преобла­дающим проявлением эпидемического гриппа является тугоподвижность, ригидность мышц и тогда оправдано применение EUPATORIUM PERFORATUM или RHUS TOXICODENDRON.

При определенных видах вирусных заболеваний развиваются тяже­лые органические поражения, которые могут стать необратимыми. Для лечения и профилактики подобных заболеваний следует применять лишь те средства, которые обладают достаточной фармакодинамической, токсикологической и патогенетической силой и способны вызвать анатомические поражения, подобные поражениям, проду­цированным болезнью.

Так, например, GELSEMIUM, который токсически провоцирует органические поражения передних рогов спинного мозга, является основным средством лечения острого эпидемического полиомиели­та, для которого характерно избирательное действие именно на эту зону спинного мозга. Это очень важная характеристика данного заболевания, и препарат следует назначать в потенции 15 СH по меньшей мере через каждые 6 часов. Профилактическое действие, оказываемое препаратом в периоды эпидемий, не может быть пре­взойдено никаким другим средством*.

Точно так же PHOSPHORUS основное средство лечения вирусного гепатита. Данное заболевание, в отличие от полиомиелита, в большинстве случаев

(**Зарегистрированы также тяжелые случаи заболевания cпинальным полиомиелитом, излеченные при помощи данного препарата. Очень жаль, что   двери больничных палат продолжают оставаться закрытыми для крупномасштабных, массовых экспериментов.)

проходит самостоятельно, без серьезных осложнений, но PHOSPHORUS способствует укорачиванию периода развития болезни и предотвращает возможность перехода вирусного гепатита в стадию цир­роза. PHOSPHORUS приводит в норму уровень трансаминазы в течение от нескольких дней до нескольких недель, так как для его токсического действия характерно возникновение патологий, подобных патологиям, возникающим при острой интоксикации в течение вирусного гепатита, и патологиям, проявляющимся при хронической интоксикации вследствие цирроза (см. главу «Вирусный гепатит»). Назначают унифицированную дозу PHOSPHORUS 15 СН утром и вечером в течение 10 дней. Если уро­вень трансаминазы по истечении этого срока не нормализуется, то курс лечения следует повторить.

В обоих представленных для примера случаях были назначены вы­сокие потенции препаратов без учета «психических» симптомов, харак­терных для действия этих препаратов, так как здесь более значимым было подобие гистологических, тканевых поражений, и это подобие становится фактором самой большой важности, занимающим высшую ступень в иерархии подобий.

Данное подобие можно и следует считать самым важным, стоящим выше всех остальных, так как оно является кульминацией, конечным результатом совместного действия всех защитных механизмов организ­ма и, следовательно, производным деятельности всего совокупного биологического механизма.

Ганеману не довелось изучить данную проблему, поскольку в его время не существовало такой науки, как гистология. Поэтому он занимал­ся лишь проблемами клинической патологии и макропатологии.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что подобие патологий, если оно существует, — фактор такой важности, который вытесняет все другие виды подобия не только там, где речь идет о конечной стадии в развитии заболевания (GELSEMIUM при полиомиелите, PHOSPHORUS при полиомиелите или циррозе), но и там, где мы имеем дело с местным симптомом заболевания, даже если это подобие патологий будет лишь функциональным и быстропроходящим явлением в ходе развития острого процесса (APIS при отеках и водянке, BELLADONNA при сухости слизистой оболочки) или же избирательно локализованным в опреде­ленном органе или в определенной ткани (BRYONIA и APIS избира­тельно действуют на секрецию жизненно важных слизистых оболочек, и это оправдывает их применение при гидрартрозе, плеврите, перитоните, цереброменингеальной водянке и т. д. ARNICA обладает свойством избирательного воздействия на капилляры и поэтому оправдывает свое назна­чение при травме, кровотечении, остром гломерулонефрите и т. д.).

Это различие между местным симптомом и локализованным функциональным симптомом врач-гомеопат должен тонко чувство­вать, дабы не отодвинуть местный симптом в самую последнюю строку иерархии симптомов.

Общие функциональные синдромы

Острые или внезапно проявившиеся функциональные синдромы или же синдромы как следствия испуга, гнева или нервного потрясения едва ли можно назвать «острыми заболеваниями». Однако иногда они могут быть легко устранены препаратами, предназначенными для лече­ния острых заболеваний, если эти препараты соответствуют этиологии и общим симптомам, характеризующим индивидуальную реакцию.

GELSEMIUM устраняет последствия испуга и плохих известий: у пациента ошеломленный вид, он дрожит, у него изможденное, осунув­шееся лицо.

IGNATIA устраняет последствия раздражения, досады из-за непри­ятностей, последствия плохих известий у гиперчувствительных людей. Применяется также при различных проявлениях, напоминающих исте­рию, или же при реакциях с парадоксальными модальностями.

COLOCYNTHIS устраняет последствия сильного гнева.

COFFEA устраняет последствия перевозбуждения при радостных чувствах и т. д.

Периоды обострения в течение хронической болезни

В большинстве случаев подобные периоды обострения не соответ­ствуют категории «острых заболеваний». Кроме того, при возникнове­нии внезапных обострений, например, при приступе астмы, пациент чаще всего реагирует более выражение, более положительно на свое конституциональное гомеопатическое средство, прописанное в высокой потенции, нежели на средство, подобранное в соответствии с непосред­ственно проявляющимися симптомами приступа, доказывая таким обра­зом, что болезнь не является острой (удачным примером служат приступы астмы). Если средство не оказывает действия, значит оно не соответствует симптома-тической картине заболевания и не подходит по способу инди­видуальной реакции пациенту.

Таким образом, там, где мы имеем дело с острым заболеванием, гомеопа-тическое средство подбирается:

В соответствии с непосредственными этиологическими сим­птомами, если они существуют.

В соответствии с патогномоничными симптомами заболева­ния (то есть на основании местных симптомов), с учетом их мо­дальностей. Там, где существует подобие патологий, приоритет отдается этому подобию.

В соответствии с общими сопутствующими заболеванию симптомами, характеризующими ответную реакцию организма пациента и, возможно, на основании ментальных сим­птомов, характеризующих поведение и ошибочно называемых «психическими симптомами», при условии, что данные симпто­мы недвусмысленны, четко выражены и появились в ходе забо­левания.

Теперь вы видите, что мнение, будто бы врач-гомеопат не учитыва­ет нозологический диагноз заболевания при подборе гомеопатического терапевтического средства, ошибочно.