PSORA И ПСЕВДОPSORA
ПОСВЯЩЕНИЕ
Книга посвящается человеку, который всегда, при любых испытаниях и невзгодах, трудностях и неудачах, отстаивал истину гомеопатии, сражаясь за неё, словно доблестный рыцарь средних веков; моему врачу, моему другу, учителю и наставнику, человеку, который первым обратил меня к свету и истине — к подлинному «закону врачевания, основателю гомеопатии на западе,
д-ру Г. К. Аллену.
Автор
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Каковы наши университеты, таков и наш народ».
Каковы учителя, таковы и наши учебные заведения, таковы и студенты. Подтверждение этим истинам мы наблюдаем ежедневно когда исследуем работу, проводимую внутри медицинских учебных учреждений, когда видим конечный результат этой работы в лице выпускников . Через короткий промежуток времени мы обнаруживаем влияние альма-матер на множество людей — через выпускников, с которыми этим людям приходится иметь дело, — «каковы наши университеты, таков и наш народ».
Мы можем дать людям лишь те знания, которые в свою очередь дали нам. Мы лечим наших пациентов так, как нас научили. Университетское образование — вот та планка, выше которой редко кто поднимается. Именно эти и подобные мысли побудили автора к написанию данной книги. Молодые, неопытные врачи очень нуждаются в подобной работе, так как они должны ознакомиться с учением Ганемана, с его советами и указаниями, обстоятельно изложенными в сочинении «Органом врачебного искусства» (и тем не менее, для многих эта работа является трудной для понимания), — чтобы уметь применять гомеопатический закон врачевания в клинической практике. Практикующие же врачи слишком заняты, они не располагают свободным временем и час-то просто не имеют рядом опытного врача-гомеопата, который помог бы им проработать важнейшие вопросы, сформулированные нашим великим Учителем — С. Ганеманом. Требования и нужды моих студентов, а также нужды врачей в целом побудили меня изложить мои знания no этим вопросам в виде книги.
Подобно многим другим профессорам, преподающим гомеопатию, я терпеливо, годами, ждал, когда какой-нибудь ревностный ученик, исследователь «Органона», поставит себе цель и напишет подобную работу, но этого не произошло; поэтому автор данной книги смиренно взялся за эту работу, надеясь, что его труд, если и не будет высоко оценен, то, по крайней мере, окажется востребованным.
Том второй ( Sycosis), который вскоре выйдет, будет включать не только полное и исчерпывающее описание болезней и осложнений, возникающих на первичной, вторичной и третичной стадии развития миазма Sycosis, а кроме того, подобные рекомендации по лечению гонореи, при которой поражаются почки, мочевой пузырь и мочевыводящие органы, совместно с лечением дисменореи в ее множественных проявлениях, что само по себе представляет большую практическую ценность для врача.
Краткое руководство, как использовать данную работу, будет приведено в конце книги.
Автор.
Открытие хронических миазмов Самуилом Ганеманом нанесло сокрушительный удар по ложным концепциям о происхождении болезней, существовавшим в его время, это открытие остается актуальным и поныне, хотя с тех пор минуло сто лет и за это время возникла целая армия философов и ученых, изучавших данную проблему; многие из них уже оставили этот бренный мир с тех пор, как Ганеман заявил о своем открытии о том, что миазм Psora является первопричиной любой болезни
Уже после смерти Ганемана появилось этиологическое учение, однако оно рухнуло под тяжестью собственного «веса», рассыпалось в прах, уступив место другим теориям, столь же недолговечным. Вероятно, одной из самых значительных и самых достойных теорий, иначе говоря, одной из самых значительных попыток сформулировать учение или же философскую основу современной, так называемой официальной медицины, была клеточная теория Вирхова. Последователи этого лидера традиционной терапевтической школы столь многочисленны, что Вирхова называли не иначе как «жрецом клеточной патологии»; и данная теория более двадцати лет составляла основу ортодоксальной медицины, но вскоре была основательно позабыта и вытеснена другими теориями, хотя не более ценными или значимыми с терапевтической точки зрения. Д-р Клебс даже объявил теорию Вирхова недоказуемой и фактически ложной.
Однако в учении Вирхова о независимой деятельности клетки присутствует скрытый витализм — понятие, не приемлемое для любой материалистической школы медицины. Вирхов был очень близок к обнаружению истины, так как по его теории клетка как структурная единица живой материи оживляется или одушевляется посредством химических процессов или химических преобразований . Но великий Ганеман предполагал существование жизненной силы , которая управляет химическими и физическими процессами в живом организме; отсюда вытекает его теория жизненной силы, без которой не было бы органической химии.
Материалистическое мировоззрение закономерно привело к возникновению химической медицины с присущим ей множеством химических соединений и формул, обнаруживаемых нами в современных лекарственных прописях. В итоге же она, как и все предшествующие терапевтические методики, пришла, как этого и следовало ожидать, к эмпиризму, который в вопросах лечения и выбора терапевтических методов, исходит лишь из кажущейся необходимости, « выявленной» в результате субъективной оценки.
Ганеман тщательнейшим образом проанализировал эти теории, рассмотрел их со всех сторон, взвесил, оценил и признал несостоятельными. Каждый, кто внимательно прочтет шестьдесят восемь страниц вступления к «Органону», несомненно, сделает такой же вывод. Ганеман прекрасно понимал ненаучность всех медицинских систем, существовавших в его время; более того, он мог предсказать их будущее. Он настолько четко осознавал их ненаучность и необоснованность, что ему нетрудно было предугадать их дальнейшую судьбу: «яблоко от яблони недалеко падает». Действительно, и в наше время медицинские системы не изменились по существу, их методы и приемы остались теми же. Оставив часть грубых, наиболее сомнительных своих терапевтических методов, они стали использовать другие, не менее сомнительные и пагубные, несущие людям не благо, а вред и разрушение. Здесь я говорю, конечно же, только о терапевтических методах традиционной медицины. По-другому быть и не может там, где «правит не закон природы, а субъективное людское воображение», там, где нет подчинения закону природы, т. е. установленным Богом принципам, где теория в целом является шаткой и неустойчивой, будь то теория терапевтическая, этиологическая или патологическая; все они непостоянны и ненадежны. Только Ганеман расставил все по своим местам, сформулировав фундаментальные законы и принципы, устранив тем самым всякую неопределенность, и все его истинные ученики и последователи твердо придерживаются его учения.
Кто-то может спросить: для чего истинному гомеопату необходимо знание доктрины хронических миазмов? Ведь если он подбирает лекарства в соответствии с законом подобия, он и так излечивает своих пациентов. Существует множество причин, из-за которых врачу необходимо это знание и умение различать присутствие миазмов в организме, будь то Psora, скрытый Lues, особенно его туберкулезная форма, или же Sycosis. Тем не менее, д-р Геринг в своем предисловии к «Органону» (3-е издание «Органона», переведенное на английский язык и изданное в Америке) высказывает иную точку зрения: «Разве важно, принимает врач-гомеопат теоретические воззрения Ганемана или нет, если этот врач придерживается основных методов Учителя, а также пользуется Materia Medica нашей школы? Какое это имеет значение, принимает или же отвергает врач теорию псоры, если он всегда, во всех случаях подбирает в высшей степени подобное лекарственное средство?». Последнее предложение здесь весьма уместно: «…если он во всех случаях, подбирает в высшей степени подобное лекарственное средство». Дело в том, что мы не можем подобрать в высшей степени подобное лекарство, если мы не понимаем природу его действия, а также природу основных миазмов, так как истинный similium всегда определяется на основе знания характерных особенностей существующих основных миазмов, сознаем мы это или нет. Патогенез лекарственного средства – это ничто иное, как точное воспроизведение патогенеза действующего миазма.
Патогенез лекарственного средства был бы неизвестен, если бы вы не знали названия лекарственного средства. Предположим, вы предприняли патогенетическое испытание серы или аконита. В первую очередь вы попросите сообщить вам названия испытуемых веществ, аргументируя свое требование следующим образом: «Я не стану использовать эти средства, не зная их названий». Точно так же следует поступать и в случае с патогенными факторами. Нам необходимо их знать, но знать не только название скрытей первопричины, порождающей те патологические явления, с которыми мы так старательно и усердно ведем борьбу. Есть разница между продуманной тактикой и сражением вслепую; зная врага в лицо, мы сможем вести борьбу осмысленно. Предположим, мы назначаем подобное лекарство, но при этом не знаем принципов действия и противодействия (т. е. его первичного и вторичного действия), тогда, спрашивается, каким образом мы сможем отслеживать ход лечения, если мы не обладаем четким знанием указанных болезнетворных сил (миазмов), всех их загадочных, но, тем не мёнее, закономерных развитий, пауз, дальнейших развитий, отступлений и атак по неизвестным нам направлениям, а также, чьих множественных способов действия мы не приняли во внимание? Действительно, если мы не знаем ничего относительно врага, можем ли мы вести с ним борьбу на равных? Допустим, кто-то скажет, что заболевание вызвано бактериями, той или иной инфекцией, атмосферными влияниями, простудой, т. е. причинами, которым приписывают появление подавляющего большинства болезней; помогут ли эти знания нам в выборе подобного лекарства? Помогут ли они нам понять механизмы раз-вития и способы проявления инфекции, простуды и т. д.? Почему пациент простужается? Почему он заражается или почему он подвержен заболеванию вследствие атмосферных воздействий? – вот мысли, которые приходят в голову думающему человеку. Почему болезнь повторяется всегда в одинаковой форме или, наоборот, проявления болезни изменяются?
Именно эти и подобные вопросы задавал себе Ганеман и, в конечном счете, пришел к открытию теории миазма Psora , и псорного происхождения болезней. Поэтому я говорю д-ру Герингу : «Нет», — так как врач, подбирающий подобное лекарство и не знающий ничего о причинных факторах и об их следствиях, не является врачом в истинном смысле этого слова и не является последователем Ганемана. Учение Ганемана истинно, о однако существуют тысячи врачей, которые выучили патогенезы лишь нескольких гомеопатических лекарств или же вообще только часть симптомов определенных препаратов из нашей обширной Materia Medica, но, тем не менее, пытаются вести борьбу со всевозможными формами болезней, произведенными миазмами Psora, Lues и Sycosis в их различных сочетаниях и комбинациях, не зная ничего о «враге», о его поведении и свойствах. Эти миазмы зачастую незаметно развиваются в организме годами, осуществляя свою разрушительную деятельность, и сколько раз мы основывали выбор лекарственного средства только на совокупности симптомов, являющихся лишь нервными или рефлекторными, когда наиболее важные и ценные симптомы в действительности были упущены. Но ценные, указывающие на причину заболевания, симптомы непременно должны быть учтены, поскольку рефлекторные симптомы менее важны, так как они всегда носят второстепенный характер, а главные симптомы имеют непосредственно миазматическое происхождение. Нервные симптомы в итоге подобного лечения могут быть облегчены или временно устранены, но они вскоре возвращаются, а драгоценное время упущено. Опытный же врач, искусный в подборе антимиазматических лекарств, игнорирует вторичные симптомы, старается проникнуть в самую суть проблемы, ища prima causa morbi, и назначает лекарственное средство, непосредственно действующее на расстроенную жизненную силу. Это позволяет ему получать великолепные результаты, и, таким образом, он постепенно осваивает эту триаду миазмов, которые являются основой и первопричиной любой болезни и чья «деятельность, непрерывно продолжающаяся по большей части целую жизнь, не преодолевается и не уничтожается усилием одной жизненной силы до тех пор, пока она не будет надлежащим образом стимулирована врачом через посредство весьма подобной, но превосходящей болезнетворной силы (т. е. гомеопатического лекарства)» (примечание со стр. 107 «Органона»).
Из этого следует, что должно быть назначено лекарство, максимально соответствующее природе и характеру действия одного из хронических миазмов, которое позволит нам справиться с болезнью, динамическим источником которой является болезнетворное динамическое начало данного миазма. Ганеман пишет (§ 13, «Органон»), что аллопатические школы рассматривают болезнь как нечто самостоятельное, существующее отдельно от организма, а жизненное начало, оживляющее организм, считают вещью полуабстрактной, спрятанной где-то внутри тела. Похоже, они не в состоянии разглядеть это невидимое нечто, именуемое жизненной силой и подверженное расстройству вследствие действия миазмов. Продолжая мысль, привожу цитату из § 15: «Страдание в недоступных недрах организма болезненно настроенной, оживляющей наше тело жизненной силы производит видимые, доступные восприятию, болезненные симптомы» и т. д.; именно эти патологические («болезненные») симптомы и составляют понятие болезни во всех ее многообразных формах.
Итак, знание действия миазмов и всех производимых ими нарушений дает абсолютное знание болезни, в какой бы форме она ни была представлена, и никакое другое учение не выражает понятие болезни так точно и полно, как миазматическая доктрина.
§ 19: «Болезнь представляет собой ничто иное, как изменение в состоянии здоровья человека здорового, обнаруживающееся посредством видимых признаков». Иначе говоря, болезнь есть ничто иное, как действие некой разрушительной силы, вступающей во взаимодействие с жизненной силой организма, изменяющей ее деятельность. и нарушающей внутреннее физиологическое равновесие. Таким образом, можно считать, что болезнь есть ничто иное, как видоизменение внутренней динамики, некое вибрационное изменение.
Определение болезни, сформулированное д-ром Гемпелем (Hempel), на мой взгляд, отражает данный момент более полно, чем все другие философские определения: «Болезнь есть совокупность признаков, по которым мы распознаем или различаем деятельность определенного вида болезнетворных сил на организм, который был особым образом предрасположен или подготовлен к их восприятию». Мы окажемся еще ближе к истине, если скажем, что болезнь — это внешнее, компенсаторное проявление некоего миазматического процесса, взаимодействующего с жизненной силой организма и производящего болезнь в соответствии со своими природой и свойством (как это мы наблюдаем в случае миазма Psora или любого другого хронического миазма); точно так же, как в куске извести или древесного угля мы имеем видимое выражение или материальное воплощение внутреннего динамического потенциала, который посредством потенцирования (динамизации) развивает искусственную болезнетворную силу. Разница в том, что в первом случае мы имеем непосредственное, естественное соединение миазма с жизненной силой, а во втором случае лекарство должно быть введено в организм и посредством своего взаимодействия с жизненной силой должно произвести искусственное патологическое состояние — факт, научно доказуемый только на основе концепции динамической природы жизненной силы.
Наверное, будет полезным вспомнить некоторые из простых доводов, приведенных Ганеманом в качестве доказательства существования хронического миазма, лежащего в основе всего множества форм патологических проявлений. Первый из них — это упорное течение хронических болезней, их неизменность и постоянство, несмотря на тщательное соблюдение больным диеты, режима и других рекомендаций врача. Даже при этих условиях жизненная сила не в состоянии освободиться от рецидивов болезни — болезнь вновь и вновь продолжает возвращаться даже при назначении по всем параметрам правильно подобранного лекарственного средства, и при определенном успехе в начале лечения, когда симптомы на время исчезают, всегда следует ожидать повтора исходного патологического состояния с прежней силой или же появления новых симптомов, но имеющих, по всей видимости, ту же первопричину. Эти симптомы внезапно появляются безо всякой видимой причины, выходят на первый план, развиваясь из некоего специфического динамического болезнетворного начала, существующего внутри организма. Ганеман также заметил, что при этом нарушаются определенные физиологические процессы в организме или же они самым непосредственным образом связаны с выведением конечных продуктов метаболизма. Возможно ли, что болезнь является извращением функции органа и что именно функция, управляющая процессами жизнедеятельности, была нарушена?
Затем он наблюдал, как благодаря целительному действию гомеопатического лекарства при назначении его в высоких потенциях болезнь внезапно исчезала, нередко меняла свою форму, происходило что-то вроде ретрометаморфозы, или регресса, болезни — ее проявления исчезали в порядке, обратном их появлению; болезнь получала обратное развитие, проходя через все стадии и процессы, через которые она сформировалась, и, наконец, исчезала совсем, не оставляя ни малейшего следа своего прежнего существования. Тогда на ум Ганеману приходили следующие мысли: когда зародилась болезнь? Какова первопричина ее возникновения? Должно быть, это некая скрытая, врожденная, существовавшая еще до возникновения болезни внутренняя причина, коренящаяся внутри организма, но не имеющая с ним материальной взаимосвязи, а взаимодействующая с самой жизненной силой, соединившаяся с ней и ставшая ее частью; следовательно, эта причина имеет сходную динамическую природу и обнаруживает себя при действии других внешних причин, именуемых в медицине вторичными или непосредственными причинами. Так, Ганеман заметил, что кожные сыпи никогда не появляются сами по себе (без соответствующих на то травматических или химических причин), как и любые другие кожные заболевания не возникают сами по себе, без предшествующей поломки или нарушения протекающих внутри организма физиологических процессов. С другой стороны, с появлением кожной сыпи исходное заболевание, как правило, бесследно исчезает. И это верно не только в отношении кожных высыпаний, но и всех выделительных процессов организма вообще.
То же самое относится и к подавлению патологических проявлений: некоторое время действие патогенной силы не проявляется, но вскоре развиваются новые патологические процессы, оказывающиеся еще более тяжелыми и разрушительными по своему конечному действию, которые нередко приобретают злокачественный характер или проявляются в виде острых состояний, опасных для жизни.
Из вышесказанного следует, что невозможно, чтобы в основе болезней лежали только лишь внешние причины. В случае подавления болезней, будь то подавление местным лечением или же подавление посредством назначения внутрь сильнодействующих лекарств, рано или поздно хронические заболевание развивают свои вторичные проявления. Ганеман также заметил, что если организм своими собственными резервами или же посредством применения некоего сильно действующего лекарственного средства (например, такого, как Sulphur) выводил продукты болезни через кожу в виде сыпи, то исходное заболевание исчезало или переходило в латентное состояние до тех пор, пока сыпь оставалась нетронутой. Ганеман также заметил, что назначение лекарственных веществ в материальных дозах не только производит опасные лекарственные болезни, но к тому же сильнейшим образом расстраивает жизненную силу, осложняет течение болезни и ослабляет организм, особенно при наличии выраженного псорного или любого другого миазматического состояния. Это указывало ему на то, что в основе всех хронических, а также острых форм болезней (за исключением болезней венерических) лежала некая специфическая причина. Эту незримую болезнетворную первопричину он назвал миазмом Psora.
Ганеман задался целью проследить историю миазма Psora (греческое слово, в переводе означающее «чесотка») и обнаружил, что он имеет очень древние корни; миазм Psora сопровождал род людской на протяжении всей его истории, его истоки восходят к древнейшим восточным племенам.
Ганеман в подстрочном примечании (стр. 25, том I, «Хронические заболевания», первое изд.) отсылает нас к третьей книге Моисея (Левит) , где священник объясняет различие между сыпью на ее ранних стадиях развития и язвами, характерными для проказы. Тем не мёнее, нам ясно, что понятие «Psora» относится к самым разнообразным и многочисленным кожным высыпаниям, какие только существовали в роду человеческом, у всех земных племен и народов. Сегодня мы понимаем Psora как основной хронический миазм, который не ограничивается какой-либо определенной формой кожной сыпи, но является первопричиной бесчисленного множества функциональных и патологических изменений, происходящих в организме человека. Действительно, данный миазм нередко обнаруживает себя в форме той или иной кожной сыпи и, несомненно, изначально представлял собой везикулярную сыпь, сопровождавшуюся зудом или ощущением зуда; зуд, по всей вероятности, является не только основным проявлением данного миазма в его острой форме, но также и частым, если не постоянным, симптомом миазма Psora, обнаруживающимся на протяжении всей истории его развития. Ни один другой симптом не является столь же характерным для миазма Psora, как симптом зуда. При миазме Lues и миазме Sycosis зуд отсутствует, а если он все же обнаруживается, значит, мы можем быть уверены в том, что эти миазмы в данном случае тесно переплетены с миазмом Psora.
Целомудренные нравы и чистая, непорочная жизнь израильтян, сохранявшаяся почти вплоть до Пришествия Христа, позволили им оставаться относительно свободными от серьезных внутренних болезней, вызванных разрушительным действием миазма Psora. Простой образ жизни, здоровые привычки, отсутствие пристрастия к вину и другим спиртным напиткам, к мясу, жирной пище и т. д. способствовали тому, что болезни ограничивались преимущественно лишь кожными проявлениями. Физическая культура и физическое воспитание древних греков также немало способствовали сдерживанию развития данного миазма. И лишь когда люди начали селиться в городах и их нравы испортились, миазм Psora проявился со всей своей силой и неистовством.
Поскольку Ганеман исследовал историю развития данной хронической болезни в основном в Европе, он мог немного сообщить о разрушительных действиях миазма Psora, о его опустошительных нашествиях на ранних этапах существования человечества. Однако, без сомнения, действие этого миазма значительно усилилось, и порождаемые им заболевания становились все многочисленнее и сложнее, поскольку общепринятая медицина все больше осваивала химическую терапию и все более широкое применение находили неорганические химические лекарства, особенно соединения мышьяка, хинина и ртути. При применении неорганических химических соединений, а также локального лечения случаи подавления внешних проявлений болезни становились все более частыми, и вскоре миазм Psora обнаружил новые и еще более злокачественные свои проявления в форме сильных эпидемий, свирепствовавших во времена Ганемана и в более ранние века.
В наши дни эти подавляющие методы терапии продолжают процветать, и, хотя они в целом изменились, по-прежнему пользуются популярностью многие из старых методов, а кроме того, добавились новые, например, широкое применение электричества и рентгеновского излучения, которое является самым современным и, пожалуй, самым агрессивным методом подавления глубинных и наиболее тяжелых патологических проявлений хронических миазмов. Даже такие злокачественные проявления, как рак, волчанка, опухоли, увеличенные лимфоузлы, псориаз, экзема и прочие кожные болезни, удавалось подавить посредством настойчивого применения этой самой мощной из всех известных на сегодня человеку природных сил, и это выдавалось за истинное излечение, за устранение подлинной причины болезни. К другим современным методам подавления хронических миазмов относятся различного рода минеральные ванны, лекарственные спринцевания, прижигания, хирургические операции, особенно удаление органов, кюретаж, выскабливание и т. д.
Ганеман упоминает чрезмерное употребление таких напитков как кофе. чай, а также употребление табака, который в большей или меньшей степени насыщен мышьяком, стрихнином, опием и другими токсическими веществами. и, ко всему прочему, повсеместно распространенное употребление спиртных напитков, острой и сильно приправленной ниши как факторы, мощно воздействующие на хронические миазмы пребывающие в латентном состоянии, способствующие их пробуждению и проявлению, а также отягощающие производимые ими болезни, делающие их более сложными и грудными дня излечения.
Как уже было сказано выше, миазм Рsora изначально представлял собой раннюю разновидность чесотки с настолько заразным началом, что дружеского пожатия руки или даже прикосновением к одежде больного было достаточно, чтобы заразиться самому.
Этого нельзя скачать о двух других хронических миазмах — Lues и Svcosis. В том, что миазм Рsora появлялся сначала той или иной формой зуда с последующим образованием везикулярной сыпи, нет никаких сомнений, и это было доказано Ганеманом, а также многими его учениками и последователями. Миазм Рsora в самом начале своего существования не мог обнаруживать себя в виде таких кожных заболеваний, как экзема, псориаз и т. д., поскольку все это вторичные проявления миазма Psora или любого другого миазма (псориаз, к примеру, имеет подагрическое или сикотическое происхождение). Только благодаря широкому применению ошибочных и подавляющих методов лечения миазм Рsora приобрел такое многообразие проявлений и форм и, следуя естественному закону развития, значительно усугубил свое разрушительное действие, произведя в организме структурные преобразования и болезни. Противоборство гнездящегося внутри миазма Psora и врача, видевшего в болезни лишь местное ее проявление, которое врач и старался подавить сильнодействующими лекарствами, обычно употреблявшимися как древними, так и современными врачами, не могло постоянно происходить на уровне лишь видимых наружных проявлений и эпидемических болезней. Нередко проявленный миазм Psora «загонялся» внутрь, и тогда противоборство переносилось вглубь организма и продолжалось до тех пор, пока жизненные силы, подорванные неправильным лечением и не способные противостоять разрушительному действию миазма Psora, не предоставляли организм на продолжительное время данному хроническому миазму. И подобное состояние возникало потому, что невежественный врач помешал действию жизненной силы, которая при благоприятных обстоятельствах могла бы удержать своего врага — миазм Psora — на поверхности тела, на коже. Если подавление происходит на фоне одновременного присутствия в организме двух и более миазмов, тогда все вышеупомянутые обстоятельства еще более усугубляются, как это нередко наблюдается в случае прямого слияния миазмов Psora и Lues в результате их передачи наследственным путем. Я говорю «полное слияние», так как не существует более прочной связи миазмов с жизненной силой, чем наследственная. В результате такого слияния мы наблюдаем туберкулезный диатез, который из всех существующих патологических состояний по своему действию является наиболее опасным и разрушительным. Таким образом, мы видим, что миазм nceвдoPsora гораздо хуже и опаснее самого миазма Psora.
То же самое следует сказать об объединении и слиянии миазмов Psora и Sycosis, однако эти два миазма во взаимодействии не так опасны и разрушительны, как объединившиеся Psora и Lues (т. е. туберкулезный диатез). Специфические и злокачественные, острые, лихорадочные и воспалительные состояния, такие как пневмония, дифтерия, злокачественный сифилис, флегмонозная рожа, воспаление мозга, почек или же деструктивный аппендицит, как правило, всегда имеют в своей основе два миазма, и я всегда стараюсь отыскать их признаки в случае любого из вышеперечисленных заболеваний.
С другой стороны, когда в клинической практике встречаются трудные для излечения, не реагирующие на назначенные лекарственные средства патологии или патологические состояния, которые поначалу казались достаточно простыми, такие как боль, невралгия, головные боли, носовое кровотечение, тошнота, рвота, ревматизм, геморроидальные узлы, язвы, фурункулы или любые другие не осложненные локальные поражения, с трудом поддающиеся лечению, мы вправе подозревать здесь наличие двух и даже трех миазмов.
Я хотел бы проиллюстрировать данное утверждение простым примером. Миссис М., 24 года, смуглая, темноволосая, хрупкого телосложения, имеет одного ребенка; родилась в большой семье — 12 детей, из которых в настоящее время живы только двое (она и ее сестра), остальные уже умерли от туберкулезных заболеваний. Меня как врача пригласили по поводу трещины прямой кишки, распространявшейся к краю ануса. Страдания пациентки были настолько сильными, что я был вынужден прибегнуть к хирургическому вмешательству, поскольку гомеопатии пациентка не доверяла.
На шестой день после операции на месте бывшей трещины у края ануса появилась мелкая зудящая сыпь. Также появились новые симптомы, в основном общие: жар кистей и ступней, желание, чтобы окно было открыто, потребность в свежем воздухе, отвращение к укутыванию и одеялам, хотя нередко пациентка укладывала вокруг себя в постели грелки; чувство слабости и голода между приемами пищи; все симптомы усиливаются к вечеру; всю ночь беспокойно мечется в постели и не может уснуть из-за жара в теле, засыпает ближе к утру и крепко спит почти до самого полудня. Пациентка раздражительная, постоянно ворчит и жалуется. Кожа сухая, на ощупь грубая, шершавая, красная, зудящая, папулы на различных участках тела. Был назначен Sulphur 50 т, и через 48 часов все вышеперечисленные группы симптомов начали исчезать, а вместо них появились обильные, зеленовато-желтые бели, жгучие, едкие, разъедающие наружные половые органы. Прямая кишка начала быстро заживать и вскоре полностью зажила, после чего бели исчезли. В ходе лечения пациентки заболел острым ревматизмом ее муж после того, как сильно промок под проливным дождем. Это явилось еще одним подтверждением правильности моего предположения, что в основе ее заболевания лежит гонорея, приобретенная мужем, переданная жене и впоследствии подавленная ею, что и привело к заболеванию прямой кишки. Эта пациентка была полностью излечена при помощи дозы Sulphur c. m., однако оперативное вмешательство в данном случае следует признать ошибкой.
Во всех подобных случаях, когда болезнь не уступает правильно назначенному лечению, следует подозревать наличие хронического миазма. Всегда, где это возможно, природа стремится создать на периферии компенсаторные очаги болезни, чаще патологического характера, лишь иногда функционального, и если в этом случае мы вмешиваемся хирургическим путем либо как-то по-другому, тогда жизненная сила в соответствии с законом прогрессирования и по принципу противодействия создаёт другие компенсаторные очаги, но теперь уже внутри организма, ближе к жизненно важным центрам, так как наружные, периферийные очаги сдерживания уже более не способны компенсировать последствия разрушительных процессов, происходящих внутри организма и обусловленных усилением влияния хронического миазма на жизненную силу. С другой стороны, жизненная сила организма зачастую бывает настолько ослаблена, что у него недостаточно защитных сил для противодействия новому заражению и создания новых очагов сдерживания. Вследствие чего организм легко уступает свои позиции, быстро приспосабливаясь к новому состоянию, и миазматическая интоксикация теперь поражает новые системы организма; нарушение внутренних физиологических процессов и функций становится еще более запутанным и сложным, а дегенеративные изменения более трудными для исследования и понимания — в итоге врач и патолог окончательно запутываются в неразберихе симптомов и уже не способны их как-то систематизировать или классифицировать. Именно так развиваются кахексии — через длительную интоксикацию организма, поражающую все его части, все его клетки и ткани, через скопление в организме определенных токсичных продуктов болезни, которые должны были бы выводиться организмом наружу естественным образом. И если такое положение не исправить, тогда патологический процесс приобретает хронический характер и продолжается до тех пор, пока злокачественная деятельность этих миазмов не отобразится на внешнем облике человека, пока тело — этот храм души — не превратится в развалины, не пригодные для жизни.
Действие миазма Psora является настолько всеобъемлющим и так неотвратимо поражающим любую живую материю, что вряд ли найдется живое существо, свободное от его влияния и не имеющее в себе признаков его разрушительной деятельности. Влияние этого миазма распространяется даже на низшие формы жизни; даже растительные организмы не являются свободными от него, поскольку в деформированном, гниющем и высыхающем растении мы обнаруживаем его действие. Да, миазм Psora является изначальной спутницей первородного греха, осуществлением библейского проклятия, пророческим исполнением заповеди: «Не вкушай плодов древа познания добра и зла, ибо смертию умрешь».
Чтобы осознать эти вещи, необходимо понимать основополагающие принципы гомеопатии, такие как динамическая причина болезни, динамизация лекарства, применение закона подобия. Именно применение закона подобия позволило Ганеману увидеть миазматическую причину болезни; он видел, как в процессе лечения происходило противоборство динамических сил лекарства и динамических сил организма, измененных под влиянием динамической патогенной силы, находящейся внутри, которая никогда не убывает и не ослабевает, поскольку пребывает в организме вечно и успела прочно соединиться с жизненной силой. Жизненной силе удавалось освободиться от влияния патогенной силы лишь на короткое время, и вскоре эта сила вновь овладевала организмом, часто изменив свои способы действия и проявления, но, как и прежде, это был давний и неизменный миазм Psora, хотя и в новом обличий. Как часто признаки какого-либо из этих хронических миазмов распознаются во внешности человека. Мы обнаруживаем их в каждой черте человеческого облика, в каждом физиологическом процессе: в очертаниях и формах тела; в выражении глаз, в чертах лица; в том, как выглядят волосы, густые ли они, блестящие, красивые или наоборот; в том, как выглядит кожа, каков ее цвет или оттенок, какова степень ее теплоты, — да, нередко присутствие в организме миазмов можно определить на ощупь, посредством прикосновения, — все наше существо, тело, разум, душа реагируют на влияние и присутствие миазмов и непременно сигнализируют об этом.
На протяжении тысяч лет миазм Psora истязал и уродовал человечество. Деятельность и сущность всех миазмов сводится к тому, чтобы разрушить, уничтожить саму жизнь через свойственные им бесконечно многообразные патологические процессы: они убивают посредством сепсиса или развития малокровия, делая кровь безжизненной, уничтожая красные кровяные тельца, так что организм не может питаться. Не только без питания оставляют они свои жертвы, но и без кислорода, без этого жизненно важного, крайне необходимого организму элемента. Цель миазмов — разрушение и уничтожение, а если они создают что-либо, то это аномальные, патологические структуры, такие как опухоли, утолщения, фибромы, рак и т. д. Мы называем их патологическими новообразованиями или патологическими состояниями, потому что это иная форма жизни. Эти патологические образования состоят из видоизмененной , аномальной материи, поскольку все внутренние физиологические процессы нарушены и искажены так, что физиологическая основа полностью извращается; иными словами, некий разрушительный смертоносный элемент вступает во взаимодействие с жизненным началом организма.
Задача миазмов — изменить функцию жизненно важных органов таким образом, чтобы ослабленная жизненная сила была бы не в со стоянии устранить их влияние. Они уродуют тело, притупляют интеллект, разрушают разум. Они уничтожают человеческие стремления и надежды, лишают человека присутствия духа, подавляют радость и свет окутывая все мраком, делая человека унылым, подавленным, мрачным готовым на самоубийство. Они сообщники греха и смерти Они радуются, когда человек сходит с ума, и хохочут, когда он умирает Их орудия пытки — боль, невралгии, ревматизм… Они ненавидят жизнь здоровье и силу, но превозносят смерть, болезнь, слабость. Их лихорадки сжигают, иссушают ткани, доводя человека до смерти. Но недремлющая жизненная сила ведет с ними непрерывную извечную борьбу.
Когда жизненная сила обнаруживает присутствие миазмов в организме, тогда все жизненные процессы, все органы и системы все внутренние резервы, все нервные импульсы пытаются противостоять их вторжению и сдержать их развитие. Органы выделения, а также вся кровеносная система приводятся в состояние повышенной активности, чтобы приспособим к новым условиям существования. Миазмы подобны окопавшемуся врагу: они атакуют организм там, где у него есть слабые места, отступают, снова нападают и вновь отступают. Кажется, натиск никогда не уменьшается и не ослабевает. Когда мы спим, они набрасываются на нас, когда мы устаем и ослабеваем, они неожиданно нападают и захватывают нас врасплох. Поэтому жизненной силе, подобно часовому, нужно быть всегда начеку, никогда не терять бдительности, постоянно быть готовой противостоять вторжению миазмов. Врачу, помогающему жизненной силе, необходимо понимание тактики действия миазмов, когда они активны и когда пассивны, когда обнаруживают свои острые, хронические и латентные проявления.
Последователям учения Ганемана термин миазм Psora говорит о многом. Это означает, что болезнь на самом деле гораздо более серьезная, чем кажется на первый взгляд; ни один симптом (за исключением симптомов, вызванных механической или химической травмой) не мо— жет существовать сам по себе, он является следствием внутренней динамической причины. Даже если внешне симптом выглядит совсем пустяковым и незначительным, тем не менее, он указывает, что латентно развивающаяся Psora уже владеет всем организмом, и в скором времени миазм Psora может развиться, проявив себя в любой его части. Часто миазм Psora развивается настолько незаметно, что человек, его носитель, чувствует себя абсолютно здоровым и окружающие его люди считают его здоровым до тех пор, пока какая-то внешняя причина, травма или стресс, не даст повода для проявления уже развившегося миазма. Чрезмерная радость, печаль, горе, испуг, переутомление или даже какая-то совсем незначительная причина пробуждают спящего монстра, и пациент, к своему изумлению, вдруг обнаруживает, что болен.
В самом деле, человек может иметь относительно хорошее здоровье и благополучно жить нормальной жизнью довольно продолжительное время, особенно если наделен крепким телосложением, бодрым духом, спокойным, умиротворенным нравом; однако переутомление, физическое либо умственное, или же незначительное нарушение диеты и режима могут привести к развитию острого заболевания, которое указывает на то, что миазм пробудился и начал действовать. Какое-нибудь душевное потрясение, падение, любая травма, перелом, растяжение связок или мышц могут стать факторами, провоцирующими болезнь, активизирующими дремлющий миазм. Природа этих факторов, пробуждающих болезнь, весьма различна и часто зависит от врожденной конституции или же образа жизни пациента, от его характера, профессии, образования, темперамента, предрасположенности организма, местности, в которой пациент проживает, от времени года, жизненных обстоятельств и многих других условий, которые невозможно здесь все перечислить. Это лишь немногие из причин, способных пробудить дремлющий внутри миазм. Нередко простое нарушение диеты, излишества в еде и питье, употребление холодных напитков, применение горячих ванн, купание в минеральных источниках, перегревание на солнце, общее переохлаждение тела или только ступней, слишком продолжительная и утомительная прогулка, подъем непосильной тяжести, чрезмерное возбуждение или радость, продолжительные скорбь и печаль, разочарования, неудачи в работе или в жизни вообще могут стать причинами, активизирующими миазм Psora. Когда же миазм Psora пробуждается, он начинает безжалостно разрушать организм, и тогда ничто не может спасти человека, кроме радикального лечения, направленного на уничтожение самого миазма Psora.
Если миазм Psora проявляется какой-то местной патологией или позитивным локальным симптомом, облегчающим напряжение внутренней болезни, тогда прежние проявления этого миазма утихают и на время исчезают — до тех пор, пока лечащий врач сохраняет локальные кожные симптомы нетронутыми и не пытается их подавить.
Наличие локальных симптомов существенно облегчает врачу излечение псорической болезни, поскольку после назначения подобного лекарства местные проявления болезни будет исчезать пропорционально уничтожению внутреннего миазма Psora. Это наиболее простой и легкий путь излечения миазма Psora. И, конечно же, таких превосходных результатов невозможно достичь, если картина болезни нарушена неправильным лечением, поскольку истинный similium может появиться теперь очень нескоро — вот следствие неправильного лечения или подавления болезни. С. Ганеман пишет, что чувствительные и двигательные нервные волокна так сильно раздражаются материальными, часто повторяющимися дозами лекарств, назначаемых врачами-аллопатами, что жизненное начало через небольшой промежуток времени видоизменяет физиологические процессы, чтобы хоть как-то защитить или спасти организм от агрессивного действия аллопатических лекарственных средств. Однако вскоре способность к раздражению и чувствительность нервных окончаний ослабевают. Следствием подобного действия могут явиться даже психические расстройства, и мы нередко это наблюдаем на примере больных, которым в психиатрических клиниках назначают непомерные дозы успокоительных средств, таких как бромиды, опиум и препараты каменноугольной смолы, ныне широко используемые в традиционней медицине.
Подобные состояния Ганеман считал неизлечимыми или же представляющими наибольшую трудность для гомеопатического искусства врачевания. Однако врачи-гомеопаты, берущиеся за лечение таких больных, обычно главной причиной в этих случаях считают злокачественную деятельность внутренней псорической болезни. В подобных случаях тщательно исследуется степень разрушения, глубина и объем деструктивных процессов, прежде чем прогнозируется ход лечения и определяются его сроки. Очень часто в начале лечения состояние пациента временно ухудшается вследствие резкой отмены сильных стимуляторов, назначаемых врачами аллопатической школы; сначала требуется нейтрализовать последствия действия этих лекарственных средств, прежде чем будет возможно подобрать similium для исходной болезни. Врач в этом случае имеет дело не с обычным миазмом Psora в его изначальном виде, но, если позволительно использовать подобный термин, с лекарственным миазмом, который осложняет первичную болезнь, т. е. миазм Psora. Иногда, в не очень запущенных случаях, достаточно просто отменить предшествующее аллопатическое лечение, а также упорядочить режим питания и гигиены пациента — и тогда жизненное начало самостоятельно освобождается от отрицательных последствий приема аллопатических лекарств, а исходная болезнь предстает перед нами в чистом виде.
Из сказанного выше становится ясно, что истинный врач не должен основывать выбор лекарственного средства на нозологических наименованиях болезней, которые столь подробно изложены для него в многочисленных работах по патологии, но должен со всей тщательностью исследовать имеющуюся клиническую картину и собирать воедино все характерные симптомы миазма Psora или любого другого действующего миазма. И даже когда врач определил similium, ему следует быть осторожным, чтобы не помешать каким-либо образом действию лекарства, например, не назначать лекарств при появлении элементарных патологических промежуточных состояний, таких как головная боль, кашель, диарея, пот с неприятным запахом, бели, или любого другого нового симптома, если только он не является опасным для жизни, поскольку мы имеем лишь самое поверхностное представление о том, каким образом жизненная сила организма устраняет и уничтожает исходное заболевание, на основании симптомов которого было подобрано лекарственное средство. В большинстве случаев новые проявления — это те симптомы, которые наблюдались у пациента раньше и, вероятно, были подавлены неправильным лечением, поэтому их появление является необходимым условием для процесса выздоровления пациента. При миазме Sycosis такие новые симптомы могут появляться вследствие раздражения мочевого пузыря, например, частое и болезненное мочеиспускание, резкий аммиачный запах мочи, большое содержание в моче уратов.
В начале своей практики врача-гомеопата я довольно часто назначал пациентам промежуточные лекарства, при этом, как правило, безвозвратно терял для себя истинный similium, и первоначальный успех лечения в итоге оборачивался неудачей. Следует еще и еще раз подчеркнуть эту мысль, ибо нас ждет неудача всякий раз, когда мы уступаем просьбам пациента. Сам факт, что первое удачно подобранное лекарство вызвало появление новых симптомов и новых патологических проявлений, является достаточным доказательством того, что данное лекарство подействовало, причем подействовало на саму основу внутреннего миазма. Поэтому действию первого лекарства ни в коем случае не следует мешать, необходимо ждать, пока оно полностью исчерпает свой лечебный потенциал, и только тогда взору врача откроется дальнейшая перспектива лечения.
Многие из этих досадных симптомов, пишет С. Ганеман, исчезают самопроизвольно в том порядке, в котором появились. Но если же они являются упорными и мучительными, тогда не следует их игнорировать; необходимо подобрать новое лекарство, поскольку первоначальный выбор оказался неправильным. Однако в большинстве случаев для преодоления дайной трудности бывает достаточно назначения этого же лекарственного средства в более высокой потенции.
Существуют три основные ошибки, которые могут совершить в своей практике врачи-гомеопаты, говорит Ганеман: «во-первых, ошибиться с выбором лекарства, во-вторых, неправильно выбрать потенцию и, в-третьих, не дать полностью доработать дозе лекарства». Наша общая проблема состоит в том, что мы не изучаем должным образом «Органон врачебного искусства», чтобы в совершенстве усвоить принципы и законы, которым подчиняется развитие болезни или действие лекарственного средства. Мы склонны концентрировать наши усилия на изучении патогенезов гомеопатических лекарств, игнорируя другую не менее важную часть гомеопатического терапевтического искусства — приобретение знания того, как использовать гомеопатические лекарственные средства в клинической практике, которое включает помимо других важных законов и принципов знание третьего закона движения Ньютона: «всякое действие имеет равное no силе, но противоположно направленное противодействие». В оптике мы встречаем схожий закон, а именно: «угол падения равен углу отражения». Если каким-либо образом нарушить действие жизненных сил при состоянии болезни или даже здоровья, то закон противодействия, или закон отражения, рано или поздно проявит себя в жизни этого человека, и в результате появятся новые, более тяжелые проявления имеющейся болезни или более тяжелые, качественно новые патологические состояния. Если после назначения глубоко действующего антипсорного лекарства появится диарея или другое острое состояние и мы подавим его посредством антипатического или же гомеопатического средства, которое даже не соответствует совокупности симптомов данного случая, но направлено исключительно против одного симптома, от которого мы желаем избавиться, тогда происходит следующее: целительное действие антипсорного лекарства сразу же прекращается. С другой стороны, если неявные симптомы миазма Psora, на основании которых был подобран препарат, разовьются и станут более четко выраженными — нам не следует беспокоиться, поскольку чаще всего симптомы вскоре уменьшаются, а затем исчезают, и их чрезмерно выраженное проявление служит доказательством скорее успеха лечения, нежели неудачи. Если миазм Psora или любой другой миазм существовали в организме многие годы и на протяжении этого времени проявляли себя различного рода латентными, а также острыми процессами и мы назначили антимиазматическое гомеопатическое лечение, тогда благодаря лечебному действию препарата эти процессы или патологические состояния могут в определенной мере обнаружить себя вновь. Это один из сильнейших доводов, объясняющий, почему мы не должны мешать действию правильно подобранного антимиазматического лекарства: ему необходимо осуществить большую работу по выявлению и уничтожению этих различных групп симптомов или проявлений болезнетворной деятельности миазма. Все вышесказанное особенно важно при использовании высоких потенций: никто не может себе представить бесконечную глубину и скрытые возможности действия similium, которые с увеличением потенции все более возрастают и расширяются.
Ганеман пишет: «…основополагающее правило лечения хронических болезней следующее: позволить тщательно подобранному гомеопатическому антипсорному лекарству действовать так долго, как долго сохраняется его целебный эффект и в организме пациента происходят видимые процессы улучшения». Это и есть секрет успеха: уметь терпеливо ждать и наблюдать за тем, как правильно подобранное гомеопатическое лекарство совершает свою чудесную работу по преодолению и уничтожению естественной болезни; искусственная же, лекарственная болезнь исчезнет с излечением болезни естественной.
С каждым днем миазм Psora обнаруживает все новые и новые свои симптомы, проявляя себя в огромном многообразии форм и качеств. Имеются определенные заболевания или патологические состояния, всецело обусловленные действием миазмов, которые рассматриваются в наших работах по патологии под специальными названиями, например, кахексия, дискразия, диатез, скрофулез, струма, идиосинкразия, предрасположенность, наследственная предрасположенность и различные наследственные болезни, — все они являются, прямо или косвенно, выражением деятельности миазмов.
Когда мы говорим о кахексии, то имеем в виду состояние разрушения и дисбаланса во всем организме, вызванное изменением состава крови, зачастую обусловленным интоксикацией лекарственными веществами, такими как мышьяк, хинин, свинец, ртуть, или же животными ядами, вакцинами или малярийными токсинами. Такие болезни, как оспа, дифтерия, сифилис, брюшной тиф и т. д., представляют собой более запущенные, хронические миазматические состояния в активной форме, нередко свидетельствующие о распаде физиологических жидкостей организма, особенно крови, поражении всех клеток и разложении химических элементов и биологических составляющих; нередко также это процессы застоя, свидетельствующие о нарушении выведения из организма продуктов жизнедеятельности.
Кахексии могут быть острыми, подострыми и хроническими Иногда в их основе лежит один миазм, иногда— несколько хронических миазмов. Если миазм Sycosis или Lues соединен с миазмом Psora, тогда кахексия обычно принимает частично или даже всецело злокачественный характер, полностью разрушая организм, и конечным продуктом ее развития являются токсические состояния, специфические анемии или же общее истощение и коллапс. Для излечения кахексии нам необходимо подбирать наши лекарственные средства со всей тщательностью, основывая выбор на характерных симптомах действующего миазма, и тогда самые трудные и запущенные состояния, как правило, излечиваются.
При изучении миазмов мы подходим к пониманию сущности и происхождения болезни гораздо ближе, чем это позволяют сделать любые другие терапевтические системы и исследования, изучающие природу болезни, преподаваемые в медицинских школах и колледжах. Действительно, болезни перестают быть для нас тайной, теперь мы четко видим проблему, которая решается путем тщательного исследования всех патологических проявлений и условий ухудшения или улучшения, обнаруживаемых в каждом конкретно взятом случае. Таким образом, каждый отдельный случай заболевания становится для нас предметом особого, индивидуального исследования. Мы лечим наших пациентов не в соответствии с нозологической классификацией болезней, но в соответствии с типичными для данного конкретного заболевания симптоматическими группами, индивидуализирующими каждый клинический случай, и то, что обычно открыто взору врача-гомеопата, является недоступным для врача, не обладающего знанием миазматики. Для тех же, кто внимательно изучил миазматическую теорию болезней, разработанную С. Ганеманом, эти вещи являются понятными: данное учение раскрывает истинные сущность и происхождение болезни, в нём содержится глубокая мысль о том, что первоисточником и праотцом всех хронических миазмов, a следовательно, и самой болезни, является грех, Трудно представить себе, чтобы болезнь имела в своей основе какую-либо иную причину. Человек проявил непослушание, и через это непослушание пришла болезнь: «Возмездие за грех — смерть». Природа, возможно, определенным образом содействует появлению в человеке болезни, однако это разобщение человека и природы произошло не раньше, чем после грехопадения. Да, все извратилось из-за проклятия первородного греха, даже сама природа. Поэтому незачем обвинять климат, стихии, бактерии, микроорганизмы и т. д., ведь Создатель ясно говорит нам о том, что источником и первопричиной всех земных страданий человека является грех.
И вот: «Как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму, или же уму, лишенному здравого смысла», такой перевод мы находим в новой версии; его ум «лишен здравомыслия»
(Рим. 1:28). Человек ходит по земле, ищет правды и не находит ее. Отвергая Слово Божье, человек остается без Бога, который и есть Источник всякой правды и любого истинного знания. Поэтому неудивительно, что человек постоянно находит новые объяснения происхождению болезней и его учение об этиологии болезни, а также терапевтические методики постоянно меняются. Как болезнь является следствием греха, так и существование патогенных микроорганизмов и всех материальных проявлений болезни, физиологических, патологических, микробных и т. д. также является следствием греха. О том, что человек оставил Бога, не заботится иметь Бога в сердце своем и полагается лишь на собственные знания и разум, свидетельствуют многие изобретенные им теории: теория эволюции, теория происхождения мира, живых организмов, земли, планетных систем — человек объясняет все по-своему, отрицая Слово Божье. Поэтому он предан превратному уму, уму, «лишенному здравомыслия». И это вполне естественно, так как в своем исследовании жизни и мироздания человек отверг Бога, извратил истину, возвеличив свои собственные знания и ум. Ганеман ясно осознавал это, так как открытый им терапевтический закон просветил его ум, позволил увидеть истину. Только знание закона и Богом установленных принципов позволит нам проникнуть в Божьи замыслы и в Его тайны.
Нельзя сказать, что аллопатические школы сегодняшнего времени руководствуются только своим старым принципом contraria contraries, поскольку данный принцип уже не выражает в полной мере все направления аллопатических медицинских школ с тех пор, как они отвергли физиологию и крайне важную концепцию жизненной силы и приняли на вооружение физико-химические методы, ныне весьма популярные. Таким образом, практикующий врач-аллопат превращается в некоего физико-химика, который знает все о биохимии организма и ничего не знает о динамике. Болезнь, согласно этой новейшей теории, как правило, представляет собой некое случайное нарушение биохимических процессов, и в данной теории отсутствует понятие жизненного начала как уникальной и всеобъемлющей причины жизни. Эти аллопатические школы хотят заставить нас поверить, что физическая, психическая и духовная сферы жизни человека основаны на одной лишь химии; что функция органа, мышечные сокращения, мысль, мышление, процессы разрушения и восстановления ткани, процессы физиологического роста и патологического изменения и даже сфера сверхматериального, духовного, а также этиология, патология, физиология, терапия — все подчиняется этой всеобъемлющей физико-химической концепции, рассматривающей организм в качестве некой химической лаборатории, где происходят одни лишь химические превращения.
Изучая миазм Psora, мы должны рассматривать его не с точки зрения химии, а с точки зрения динамики патологического процесса, так как миазм Psora является динамической силой, объединяющейся с другой существующей динамической силой — с жизненной силой организма, оживляющей наше тело, каждую клетку, каждый фибр нашего существа, а также поддерживающей совокупную деятельность всех клеток, вcе физиологические процессы и управляющей ими. Миазм Psora становится динамической силой тогда, когда взаимодействует и связывает себя с жизненным началом организма; жизненное же начало не способно самостоятельно освободиться от этих уз. Оно становится динамической силой, связанной и взаимодействующей с патогенной динамической силой (миазмом Psora), которая через это взаимодействие вместе с другими миазмами вызывает различные функциональные расстройства и другие нарушения, в начале всегда функциональные, a позднее структурные или патологические.
Когда мы будем больше знать об этих разрушительных силах и их действии на жизненное начало и когда мы научимся распознавать их характерные особенности по изменениям жизнедеятельности организма, насколько легче нам будет проследить за их развитием и предугадать в каждом конкретно взятом случае вероятные результаты их деятельности. Если врач изучит природу миазма Psora, действующего на организм в одиночку или же совместно с другим миазмом, он с большей точностью сделает прогноз вероятного изменения симптомов в каждом индивидуальном случае заболевания, поскольку характер миазма определяет характер болезни и особенности ее развития.
Если в случае серьезного острого заболевания, например, гонорейного артрита, мы сначала ищем симптомы гонореи, подавленной спринцеванием, или инъекцией какого-либо лекарства, или же лекарствами, способными произвести подобный эффект, то затем мы стараемся установить симптомы хронического псорного или туберкулезного миазма, лежащего в основе болезни. Почему мы так поступаем? Потому что мы знаем, что данная форма артрита наблюдается только при наличии миазма Sycosis, и только после подавления гонореи. Характер болезни показывает нам особенности ее эволюции, a eе эволюция указывает на ее характер. Таким образом, мы четко определяем причину и характерные особенности развития болезни. В подобных случаях было бы неразумно прогнозировать скорое излечение, при том что мы знаем природу острого миазма и знаем, что в основе болезни лежит хронический миазм Psora, подвергшийся преобразованию и видоизменению в ходе наследственной передачи, поэтому его физиологические и гистологические признаки являются извращением нормальной биологии, a его физические, психические и духовные проявления есть искажение нормальных физиологических процессов. Именно так, опытным путем, на конкретных клинических случаях, следует нам проверять наше знание действия миазмов, и мы не должны здесь ограничиться знанием только лишь первичного действия миазма Sycosis, но должны также исследовать его вторичные и третичные проявления. Болезнь всегда является проявлением деятельности трех основных динамических болезнетворных сил (миазмов Psora, Sycosis и Lues). В данном случае жизненное начало находится во власти двух миазмов — Sycosis и Psora, каждый из которых является мощной разрушительной силой, стремящейся во что бы то ни стало уничтожить жизнь и живую материю. Но те врачи, которые освоили великую науку врачевания, превращенную в искусство гением С. Ганемана, включающую в себя не только знание действия данных динамических патогенных сил, но также и знание принципа действия лекарств, те врачи получили в свое распоряжение мощное оружие, посредством которого благодаря действию терапевтического закона, а именно закона подобия, они могут преодолеть и уничтожить эти грозные миазматические силы.
Абсолютным и неограниченным при любой болезни является действие миазмов. Единственная причина этому — нарушение Десяти заповедей, которые были даны нам, чтобы мы исполняли их и могли спокойно жить до старости.
В процессе изучения миазмов мы обнаруживаем, что они имеют следующие уровни действия: острый, хронический и латентный, которые характерны для вторичных и третичных проявлений, т. е. когда появляются патологические симптомы, иначе говоря, любая патология начинается с вторичных и третичных проявлений. Первичное же действие не имеет патологических симптомов; оно характеризуется лишь физиологическими симптомами, свидетельствующими о функциональном нарушении. Только противодействие обеспечивает возникновение патологических проявлений — наружных, физиологических или структурных.
Симптомы, которые мы обычно называем первичными, на самом деле являются вторичными. Развитие миазма распознается в соответствии с этими тремя стадиями и уровнями поражения, последовательно появляющимися у пациента. Поэтому я назвал их типы эволюции фазами развития1. (1 В настоящее время описываются как стадии развития патологического процесса. — Прим. ред.)
Связь болезнетворной силы с жизненной силой организма является незримой и распознается только по результатам взаимодействия миазма с этой жизненной силой, т. е. по новым и необычным проявлениям, производимым миазмом в результате нарушения им нормальных функций организма. Природа и характер болезни всецело зависят от вида миазма и от особенностей его взаимодействия с жизненным началом; следовательно, исследование болезни становится для нас исследованием природы и свойств миазма, присутствующего в организме, а также исследованием стадии его патогенной деятельности.
Когда тот или иной миазм проникает в организм, то мгновение взаимодействует с жизненной силой, а жизненная сила мгновенно воспринимает его болезнетворное начало, и ее действия с этого момента сообразуется с характером и природой миазма. Если это миазм Lues, то симптомы дайной болезни сразу же обнаруживают себя, развиваясь в обычном своем порядке, фазами или стадиями, и тогда мы наблюдаем последовательно первичные, вторичные и третичные проявления сифилиса. На каждой новой стадии развития хронической болезни нарушения и патологические изменения все более умножаются и усиливаются. и в скором времени болезнь овладевает всем организмом, подчиняя его себе все больше и больше, по мере того как усиливается ее связь с жизненным началом организма. И. наконец, все жизненные процессы — физиологические, психические, умственные, даже духовные — становятся патологическими, выражая собой нарушение процессов жизнедеятельности и расстройство здоровья. Истинными же критериями здоровья и жизнеспособности организма являются его целостность внутренняя гармония. Эти критерии нарушились. перестали существовать с момента соединения жизненной силы с сифилитическим миазмом. Отсюда легко понять происхождение патологии при идиосинкразии, дискразии, предрасположенностях к болезни и даже некоторых видах темперамента.
Все это — кульминация извращения и нарушения нормальной жизнедеятельности в результате разрушительной внутренней деятельности хронического миазма.