ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ
Другое состояние, полностью признаваемое, полагаю, большинством гомеопатов, а также врачами других терапевтических школ, состояние, близкородственное идиосинкразии, это предрасположенность. Идиосинкразия и предрасположенность настолько родственны между собой, что разделить их достаточно трудно. Часто одно становится «префиксом» другого. Быть предрасположенным к чему-либо означает иметь изначально уязвимость в этом отношении. Иначе говоря, мы имеем внутри себя некое свойство (негативное, конечно же), некое слабое место, делающее нас предрасположенными к определенным болезням, к воздействию определенных факторов внешней среды. Мы можем связать здесь два вышеупомянутых состояния, идиосинкразию и предрасположенность, с другим состоянием, которое в последние годы некоторые современные гомеопаты выделяют в отдельную категорию, — это темперамент.
Темперамент является неотъемлемой характеристикой отдельно взятого человека, и эту характеристику непременно следует учитывать при составлении анамнеза болезни, поскольку, исследуя различные темпераменты, мы обнаруживаем четкую связь темперамента с предрасположенностью к определенным болезням. В качестве иллюстрации вышесказанного мы можем взять, например, холерический темперамент, свойственный пациентам типа Nux vomica. Мы со стопроцентной уверенностью знаем болезни, к которым предрасположен данный тип. Это болезни печени и желудочно-кишечного тракта, являющиеся прямым или косвенным результатом злоупотребления, крайностей и излишеств, к которым склонен данный тип личности, а также следствием его моральной неустойчивости.
Бывает очень трудно определить, где заканчивается идиосинкразия и начинается предрасположенность. Часто эти два состояния столь тесно связаны друг с другом, что их невозможно разграничить: они соединяются, дополняя друг друга, и устранение одного весьма часто обусловливает исчезновение другого. Например, пациент, страдающий глазной невралгией, также имеет сильное пристрастие к соли, а при устранении этого пристрастия часто исчезает предрасположенность к глазной невралгии. То же самое можно сказать о гастрите. Эти состояния во многих случаях устранялись посредством назначения Natrum muriaticum в высокой потенции.
Пациенты, повышенно восприимчивые к любой инфекции, обычно относятся к туберкулезному типу: миазмы Psora и Lues (в латентной форме) прочно обосновались в их организме. Сам миазм Psora редко создает предрасположенность к тем или иным крайностям, но сочетание миазмов Psora и Lues, являющееся основой туберкулезного диатеза, дает нам всевозможные проявления крайностей. Эти пациенты либо слишком внушительные, крупные, либо слишком маленькие, щуплые; либо слишком худые, либо слишком толстые; слишком высокие или слишком низкие; они развиваются либо чересчур медленно, либо чересчур быстро; обладают либо слишком вялым интеллектом, либо, напротив, слишком развитым. У детей данного типа зубы прорезаются медленно, болезненно, с большими задержками или же, напротив, появляются сразу дюжинами, нередко с сопутствующими спазмами, судорогами или же лихорадочными состояниями, желудочными расстройствами и так далее. Эти дети предрасположены фактически к любым заболеваниям (если туберкулезная симптоматика является ярко выраженной), благодаря слиянию элементов миазмов Lues и Psora, являющемуся, пожалуй, самым разрушительным из всех миазматических комплексов.
Встречаются пациенты, не имеющие предрасположенности к естественным болезням, однако чрезвычайно восприимчивые и предрасположенные к болезням искусственным, таким, как интоксикация ядами растений, из которых отравления растениями семейства Rhus являются самыми распространенными. Ко мне обращалось множество пациентов по поводу последствий отравления сумахом ядовитым, почти ослепших, с характерным рожистым воспалением лица и рук. Все они в первую очередь сообщают, что чрезвычайно чувствительны к яду этого растения, настолько, что это можно назвать идиосинкразией. Таким образом, в основе предрасположенности зачастую лежит идиосинкразия, усиливающая действия ядов.
Исходя из собственного клинического опыта, а также внимательного наблюдения и исследования огромного множества историй болезни, можно утверждать, что как обладатели идиосинкразии, так и обладатели предрасположенности не являются здоровыми людьми. У всех них выявляется либо хронический псорный, либо другой миазм, который является причиной этих состояний, а то, что в основе подобных эффектов лежит некая специфическая причина, является очевидным.
Какими незаметными и скрытыми ни казались бы эти миазмы, мы всегда с уверенностью можем указать на их присутствие в организме по наличию у пациента идиосинкразии или предрасположенности. Вот, например, вполне здоровый с виду ребенок — девочка девяти лет, внешне здоровая и крепкая. При кажущемся внешнем здоровье она предрасположена к любой острой болезни инфекционного или эпидемического характера и в течение нескольких лет переболела всеми детскими болезнями. Эта девочка при правильном лечении основным гомеопатическим лекарством могла бы освободиться от всех последствий данных болезней, и в то же время ее организм значительным образом
укрепился бы и освободился от внутреннего миазма. При неправильном же лечении у нее может развиться любое из хронических миазматических состояний, которое может стать неизлечимым и со временем разрушить организм.
И вот здесь особенно хотелось бы подчеркнуть, что каждому практикующему врачу необходимо основательное и полное знание о действии этих скрытых миазмов. Знание, позволяющее врачу правильно и в надлежащее время назначить глубоко действующее антимиазматическое лекарство, которое не только устранит идиосинкразию и предрасположенность, но также положит конец развитию болезни пациента, всем его страданиям, а также будущим недугам, угрожающим здоровью молодого организма. Многие из врачей назначают лечение, действующее на эту миазматическую болезнь лишь поверхностно, устраняя только отдельные ее симптомы, тогда как лечение должно быть основательным, полностью излечивающим человека, восстанавливающим жизненные силы и продлевающим молодость. Идиосинкразия и предрасположенность часто являются следствием неудачных попыток излечить хронический миазм. Нередко врач действительно назначает истинное антимиазматическое средство в соответствии с законом подобия, однако в потенции, слишком низкой, чтобы действие данного лекарства проявилось в полную силу; поэтому, устраняя имеющиеся в данный момент острые симптомы, препарат, как правило, не затрагивает более основательных, исходных, миазматических симптомов, следовательно, предрасположенность и идиосинкразия остаются неискорененными, продолжая угрожать пациенту новыми болезнями на каждой следующей стадии его жизни.
Идиосинкразия и предрасположенность являются «дурной привычкой» организма или порочным состоянием, сформированным в жизненной силе, которая на протяжении многих лет и даже десятилетий, находясь под воздействием разрушительной миазматической силы, подвергалась изменениям, специфичным для этой болезнетворной динамической силы. Предрасположенность нередко проявляется в виде чувствительности к определенному климату, как мы это наблюдаем, например, в малярийных районах. Эта предрасположенность навсегда устраняется после назначения потенцированного лекарства, специфичного для данного типа лихорадки, и уже больше не появляется, хотя люди продолжают жить в той же местности и подвергаются тем же самым миазматическим влияниям и климатическим воздействиям. Просто антимиазматическое лекарство трансформировало или устранило действие хронического миазма — того, что лежал в основе предрасположенности и был потревожен острым малярийным миазмом.
Это изменение физиологических функций может распространяться и на нравственную сферу, и в этом случае мы наблюдаем такие проявления, как желание украсть, желание употреблять спиртные напитки и другие стимулирующие средства, курить табак, и другие проявления нравственной испорченности, которые оказываются вызванными действием таких миазмов, как Sycosis или Lues, или смешанным миазмом. Человек может родиться с этой предрасположенностью, обусловленной определенным видом хронического миазма, который «программирует» психику и все другие сферы жизнедеятельности в определенном направлении. Иногда же данная предрасположенность внезапно появляется у кого-либо из членов семьи, и с этого момента начинается длительная история наследственно передаваемой патологии.