КОЖА ВОЛОСИСТОЙ ЧАСТИ ГОЛОВЫ

КОЖА ВОЛОСИСТОЙ ЧАСТИ ГОЛОВЫ
Для миазма Psora характерна сухая чешуйчатая перхоть на коже волосистой части с сильным зудом, с сухой, в виде струпьев сыпью (мокнущие, плотные струпья — Lues); пустулезная сыпь с «туберкулезным», густым, желтоватым, облегчающим состояние гноем (туберку­лезная интоксикация). Мелкая узелковая сыпь на коже волосистой час­ти (Psora); отвратительно пахнущие выделения за ушами и вокруг ушей (туберкулезная интоксикация); трещины вокруг ушей — туберкулезная интоксикация (данный симптом мы обнаруживаем в патогенезах Нераr sulphur, Petroleum, Tuberculinum и т. д.). Сухая экзематозная сыпь на коже волосистой части головы (Psora); мокнущая сыпь имеет туберку­лезное или же сифилитическое происхождение. Кожные сыпи, харак­терные для туберкулеза, ухудшаются от купания, от работы в воде, стирки и т. п.; холодный свежий воздух также провоцирует ухудшение (улучшение — Lues).

Кожа волосистой части сухая в случае миазма Psora; влажная, сильно потеющая — у сифилитических и туберкулезных детей. Голова обычного размера и формы — миазм Psora; большая, круглая, нередко с незаросшими анатомическими швами, кости мягкие, хрящевые — у сифилитических и туберкулезных детей.

Болезненные папулы на коже волосистой части головы с сильным чудом, облегчаемым при расчесывании, с последующим жжением и жгучей болью; зуд сильнее вечером, а также от тепла постели (Psora). Высыпания на волосистой части головы, характерные для истинного миазма Psora, как правило, сухие; если же сыпь мокнущая, с обильным образованием гноя, то она, как правило, оказывается туберкулезного происхождения. Перхоть и струпья в случаях миазма Psora обычно бывают сухими, но если они мокнущие, то выделения при этом скудные, состоят из прозрачной или содержащей крот, серозной жидкости. Плот­ный, массивный, желтый струп в большинстве случаев имеет сифилити­ческое или туберкулезное происхождение. Псорные папулы воспаленные и очень чувствительные, нередко болезненные, однако не нагнаиваются, а если нагнаиваются, то гнойные выделения бывают скудными.

Такой симптом, как жар головы, имеет либо псорную, либо тубер­кулезную основу: жар головы туберкулезного происхождения обычно усиливается ночью. Не может расчесать волосы, если не смочит их водой, настолько они сухие (Psora); волосы «не лежат», настолько они сухие, приходится часто их причесывать. «Не любит, когда голова об­нажена» — симптом туберкулиновой интоксикации, а истинно псорный пациент не любит, когда голова тепло укрыта, хотя псорные пациенты любят тепло вообще. У псорных пациентов голова потеет редко. Кожа волосистой части выглядит всегда нечистой, как и кожа вообще, в случае миазма Psora.