ЧАСТЬ 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОМЕОПАТИИ Заслуги Ганемана в химии и фармацевтике (34-39)

— 34 —

явствует из нападки на Ганемана по поводу его пробы металлов, каковой спор профессор Гётлинг и другие решили в пользу Ганемана1.

Врачи решили: «Одним из самых действительных и важных ртутных препаратов искусство обязано известному Ганеману, обессмертившему себя этим»2.

Историк Курт Шпренгель говорит: «Ганемановская ртуть, легкий превосходный препарат, отличная польза которого оказалась впоследствии»3.

Можно было бы наполнить много печатных страниц признаниями заслуг Ганемана со стороны врачей-негомеопатов, которые расточались ему с течением времени по поводу его ртути. Химики, и в числе их первейшие представители этой науки, также много работали над этим меркурием и писали о нем, но при этом пришли к убеждению, что химически он никак не может считаться идеальным препаратом.

«Аптекарский словарь Самуила Ганемана»
Составлен в 1793-1799 годах

«Я стараюсь привести здесь все простые средства, — говорит он в предуведомлении, — которые с самого начала настоящего, уже к концу идущего столетия и до последнего времени употреблялись в аптеках и в общежитии, а также и такие средства, которые применялись лишь некоторыми врачами, равно как и такие, которые получили достаточную известность, как домашние средства».

Он не только хочет привести все наидействительнейшие и испытанные снадобья, — это дело хорошей аптекарской книги о приготовлении лекарств, — но, по его мнению, в аптекарском словаре должно быть упомянуто также об устаревших, из моды вышедших, малоупотребителъных, равно как и о недействительных, отвратительных и суеверно употребляемых средствах, так
———————————————————————————

1 Salzb. Medic.-chir. Zeitg. 1794, I, S. 103 u. f.; затем Prof. A. N. Scherer in s. Journ. d. chem. 1799. II, S. 402.
2 Recepte und Kurarten der besten Aerzte aller Zeiten. Leipzig 1814. 2 Aufl. IV, 24.
3 Gesch. der Arzneik. Halle, 1828, V, Abth. 2, S. 591.

— 35 —

как и они часто имеют большое значение. «Сколько превосходного находится в так называемых устарелых средствах, из которых некоторые поспорили бы со многими новыми модными средствами? Поэтому от времени до времени снова вытаскивают из забвения старые лекарства; в таких случаях врачу и аптекарю весьма важно знать, что ранее было известно об этих снадобьях. Аптекарский словарь должен давать ответы на такие вопросы».

Это относится до объема этого большого сочинения. Материал приведен в алфавитный порядок и представляет описание всех предметов, могущих интересовать аптекаря во время его работ. Изложено коротко, живо и интересно. Тут можно найти подробное описание наипрактичнейшего устройства аптеки и помещения для нее в объяснении слов: «аптека», погреб, чердак, лаборатория и др. Отдельные необходимые принадлежности также описаны точно и с большим знанием дела. Достаточно прочесть статьи о выпаривательных чашках или о сосудах, или о маслах, для того чтобы из многочисленных сделанных им указаний убедиться в разносторонней практической опытности его. Каждая из этих статей указывает, как специально Ганеман освоился с этими работами, причем каждая иная статья доказывает то же самое в не меньшей степени. Он часто приводит новые, им изобретенные или усовершенствованные аппараты, и при этом снабжает свои объяснения для ясности изображениями. С большой точностью и увлекательной поучительностью он говорит об отдельных работах аптекаря при рецептуре и в лаборатории. Сравните изложенное в статье «рецепт», причем Ганеман дает много таких наставлений, которые в настоящее время вошли в официальные предписания закона. Как богато обработаны: выпаривание, сливание, отстаивание, растворение, выщелачивание, выжимание и т.д. В подлежащих статьях преподаны подробные уроки аптекарям; прочтите только «эмульсию», ее различные виды из семян, жиров, смол, камфоры посредством камеди, гуммитраганта, яйца и проч., или найдите «дистилляцию», или «кристаллизацию» для того, чтобы убедиться, с каким рвением должен был практически работать Ганеман и как он умел перерабатывать в уме приобретенный им опыт.

— 36 —

Что он был полным знатоком своего дела, доказывает и тот интерес, с которым он относился к не имеющим по-видимому значения вещам, которые важны лишь для того, кто сам работает; так, например, при обшивке печей (I, 111), при дистилляции, при руководстве к приготовлению не существующих в продаже аппаратов, при различном материале для топлива для различных целей (I, 294), при превращении в порошок различных труднообрабатываемых веществ (II, 1, 246), при отдельных плавильниках для различных работ (II, 2, 161), при различных печах, смотря по их назначению (II, 1, 145-150), и так далее.

Целый ряд требований Ганемана для управления аптеками в настоящее время принят повсеместно; так, например, его подробные правила относительно прописывания ядов, дистилляции в паровой ванне, оловянных котлов и при том из чистого олова, выпаривание экстрактов в водяной бане (I, 223), дистилляции эфирных масел в паровой бане (II, 1, 152), хранения пахучих веществ, а также и растений, как например мауна, омеги и др. в луженых банках (I, 338-461), существование гербария в каждой аптеке для преподавания и с целью правильного собирания (II, 2, 115). При лекарственных средствах из растительного царства приведены, кроме ботанического описания, также и место произрастания (II, 2, 115-119), время цветения, время собирания лекарственных частей с указанием на иллюстрированные сочинения, каковые указания имеются также и относительно встречающихся животных. Уже одна приведенная здесь литература свидетельствует об основательности труда автора. В числе прочих находятся сочинения первейших ботаников и зоологов, как Бюффон, Паллас, Дриандер, Реньо, Скополи, Жюссье, Линне, Слаоне, Гледич, Гаккер, Боэп, Румпф, Кэмпф, Табернэмонтапус, Турнефор и пр. и пр., всего гораздо более ста произведений разных наций, в том числе и новейшие путешествия.

Предписывая не варить экстракты наркотических растений, а выпаривать их на водяной бане, он приобрел себе ту заслугу, что существенно содействовал введению этих важных лекарственных веществ. Почти везде следовали еще слишком

— 37 —

точно совету профессора Неймана1 «хорошенько варить при извлечении, так как сильное кипячение в большом количестве воды есть наилучшее исправительное средство (corrigens) слишком сильно действующих лекарств». Профессор Геккер сознался, что «предложенный г. Ганеманом способ приготовления наркотических растений есть наилучший из всех существующих»2.

Здесь будет у места вспомнить о способе Ганемана приготовления настоек (тинктур) из свежих растений, что в особенности для того времени было признано справедливо за обогащение врачебного арсенала3.

Химический отдел обработан в том же духе. Всюду царит основательность без многоречивости; сравните для примера статьи: ртуть, сурьма, фосфор, поташ, нашатырный спирт, сера и пр. Многие важные препараты он сопровождает интересными историческими справками, например, при серной кислоте, рвотном камне, фосфоре, нашатыре и пр., не пренебрегая из-за этого новейшими приобретениями химии.

Для того, чтобы дать лекарствам определенное свойство, он и для жидкостей требует определенного удельного веса, как, например, для нашатырного спирта, для разведенных кислот (II, 2, 363), для винного спирта. Для того, чтобы иметь возможность доставлять хорошие препараты, аптекарь должен обращать особое внимание на место произрастания растений, по возможности самому их собирать и приготовлять лично те химические препараты, которые трудно проверять, так как положенный на это труд вознаградится доброкачественностью товара.

Многие лекарства он сопровождает кратким изложением врачебного их употребления. Он говорит об этом в предисловии: «Дополняя простые средства указанием на главную приносимую ими пользу и вообще на врачебное их назначение, я и в этом случае имею иную цель, чем некоторые новейшие аптекарские книги, опускающие эти сведения под тем предлогом,
———————————————————————————

1 Medic Chemie. I. 661.
2 Hufel. Journ. 1800. Bd. 9. St. 2. S. 33.
3 Buchholz, Taschenbuch für Scheidekünstler und Apotheker. 1815. S. 57. I. B. Bischoff, Ansichten über das bisher. Heilverfahren etc. Prag. 1819. S. 121.

— 38 —

что подобного рода указания для аптекаря бесполезны и даже вредны, так как сведения эти только способствуют увеличению шарлатанства. Краткое же указание пользы какого-нибудь снадобья вряд ли может вовлечь благомыслящих аптекарей, сознающих свое высокое призвание, в секретную практику, а между тем они могут пожать неувядаемые венки гражданской доблести добросовестным исполнением своих обязанностей. Высокое звание хорошего аптекаря, из неподкупно добросовестных рук которого берет начало чистый источник жизни и здоровья, и под бдительным наблюдением которого изготовляются настоящие орудия, с помощью которых мы пытаемся исправить расстроенный механизм человеческого тела и восстановить стройность его отправлений, никогда не должно быть мараемо низостью безрассудного шарлатанства, относящегося к этому званию, «как вонючее болото к благотворному солнцу».

«Кроме того, такое краткое указание пользы и не может даже произвести такого рода полуученость. При чтении, что порошок из устричных раковин уничтожает болезненную кислоту желудка, все-таки еще остается неизвестным, при каких обстоятельствах проявляется такая желудочная кислота и какими болезненными симптомами она выражается».

«Но для начинающего аптекаря краткое указание пользы какого-нибудь снадобья имеет значение способствовать более легкому усвоению сухого описания данного средства тем, что последнее покажется ему менее безразличным или замечательным в силу приведенных его врачебных применений или просто заслуживающим внимания. Предметы, польза которых нам совершенно неизвестна, для нас, смертных, неинтересны и мы остаемся к ним так же безучастны, как при взгляде на буквы слова, значение которого утратилось. Лишь намек на действительную, мнимую или воображаемую пользу такого предмета придает ему в наших глазах интерес; раньше не стоившая внимания история этого предмета приобретает форму, жизнь и нечто привлекательное, достойное знания».

«Аптекарский словарь» выходил выпусками, и «Медицинско-хирургическая газета»1 оказала ему следующий прием: «автор вы-
———————————————————————————

1 Med. chir. Zeitung. 1793. III. S. 171.

— 39 —

-пускает сочинение, весьма пригодное для практического аптекаря и даже для врача. Это сочинение выдается из других подобных сочинений весьма выгодно и делает аптекарский словарь Фидлера совершенно излишним… Впрочем, книга эта не есть одна только компиляция; в ней находится много новых мыслей, много указаний и много немаловажных улучшений. Многие статьи безукоризненно хорошо обработаны (приведены примеры). Если бы все аптекари усвоили себе то, что автор говорит о густых соках (в особенности наркотических растений), то многие врачи стали бы счастливо лечить и не сомневались бы в действии этих лечебных средств. Рецензент от души желает скорого продолжения». Тут же между прочим упоминается об изобретенном г. Ганеманом аппарате для перегонки жидкостей.

При следующем выпуске было высказано порицание1, что Ганеман включил некоторые «старые заброшенные» средства и что отдельные статьи менее хороши. Эти замечания Ганеман вполне опроверг в своем возражении2. «Но некоторые отдельные статьи иногда очень хорошо обработаны и если бы все были так же хороши, то рецензент назвал бы сочинение превосходным… Брожение, закваска, яды и все, что автор об этом говорит, весьма пригодно и убедительно».

По поводу следующего выпуска говорится (1799 г. II, 411): «Такого рода труд, исполненный человеком, приобревшим себе в Германии имя, как химик и практический врач… заслуживает самой старательной рекомендации… отлично хороши и превосходно обработаны в этом выпуске следующие статьи: лаборатория, осадок, печи, масла, пилюли, приготовление. В статье о фосфорной кислоте автор дает новый, собственно ему принадлежащий и выгодный способ приготовления этой кислоты и из нее фосфора. Вообще, всякая статья обработана с видимым старанием».

Трамсдорф, профессор Эрфуртского университета, поместил в своем «Фармацевтическом журнале» следующий разбор3: «Превосходное сочинение, которое должен бы приобрести каждый апте-
———————————————————————————

1 1796. I. S. 939.
2 ib. IV. S. 15.
3 1794. II. St. I. S. 185.