АРХЕТИПЫ И ГОМЕОПАТИЯ
И. В. Долинина
Россия, г. Нижний Новгород
Нижегородская региональная медицинская Ассоциация
Homeopathy and Archetypes. I.V. Dolinina (N. Novgorod, Russia)
For ages images formed basic conceptions of humans about nature, time and space. Thus appeared the myphology and religion was based on it. Myphological imaginations about the world are similar in every part of the earth, even in different cultures, not connected with each other. They compose the common sphere of consciousness. Famous psychoanalyst K. G. Jung called this basic conceptions — archetypes. The Archetype, the internal unity of the image and the concept, has veloped into the everlasting symbols. But concrete content changes with the time and surrounding conditions. Comparison of Archetypes with the main homeopathic pathogeneses of drugs permits to widen our images about the world.
Миллионы лет основу представлений человека о жизни, времени и пространстве составляли образы природы. Так возникла мифология. Сопоставление мифологических архетипов с гомеопатическими образами позволяет расширить границы гомеопатического мышления (см. табл.1).
Мифы гласят, что Вселенная и жизнь зародились из брожения вод и возникшего в первозданном океане первовещества. Мифологические образы — это первозданный Океан, Нереиды, Сцилла и Харибда, нимфы и сирены (в Древней Греции), Чудо-Юдо-Рыба-Кит и русалки (у славян). Разум рождён из хаоса.
Лингвистическая трактовка слова разум связывает его с понятиями движения, брожения, беспокойства. Гомеопатически этот период мифологии соотносим с типом ядовитого сумаха (Rhus toxicodendron), с его вечным беспокойным движением, чувствительностью к холоду и сырости.
После образования тверди, исходя из мифологии, демиурги создали первых живых существ на планете. В ту эпоху шло интенсивное горообразование, с уменьшением лесов и миграцией человекообразных. Они рассеялись по новым территориям, постепенно спускаясь с деревьев. Небо стало первым ориентиром человека, движущегося по земле. Мифологическими персонажами данной эпохи являются Уран и Эфир (у древних греков), Янус (у римлян), Сварог (у славян). Гомеопатически можно провести параллель с фосфорнокислым кальцием (Calcium phosphoricum), который связан с прямохождением, развитыми конечностями, тягой к путешествиям, развитой интуицией. На данном этапе исторического развития таяние ледников, извержения вулканов и другие катаклизмы остаются в преданиях. Люди интенсивно осваивают новые территории.
Вскоре миграции приостанавливаются, племена начинают занимать определённые ареалы, возникает понятие рода, как памяти о предках и смерти (конечности земного существования). Уходят в прошлое божества далёких небес, на смену им приходят боги Земли, Времени и Судьбы (семитский Яхве, славянский Род, греческий Кронос). На данном этапе развития человечества идёт формирование привычек, навыков, обычаев, понимания предопределенности бытия (человеку не позволено быть беспечным). Приходят идеи воздаяния по делам (миф о дамокловом мече), жертвоприношения, священного очага. Гомеопатически этот период соотносим с типом золота (Aurum). Истинная цель Аурум — заново обрести и сохранить стержень собственной личности, чаще путём устремления и ограничений. Со временем ограничения начинают мешать устремлению, с возникновением большинства свойственных элементу проблем. Декомпенсированный тип Аурум — атлант, держащий небо в окаменелых руках.
Боги Земли, Времени и судьбы выступали как хранители устойчивого мироздания внутри определенных рамок и олицетворяли собой консервативную материю. На новом историческом этапе их сменяет Бог-громовержец, дающий земледельцам благодатный дождь. Он осуществляет взаимодействие людей с небесами, символизирует выход за рамки земных ограничений. Потребность в таком божестве возникает тогда, когда между племенами начинается вражда за землю. Это — египетский Гор, Зевс у греков, римский Юпитер, славянский Перун. Гомеопатическое соотношение – тип чилибухи (Nux vomica). Истинная цель Нукс — выход за пределы ограничений, стремление к расширению своего влияния и сознания, своих территорий (подобно Кентавру).
В процессе развития сознания постепенно выясняется, что законы далеки от потребностей людей. Человек замечает, что в мире есть зло, которое порой превосходит доброту Небес. В глубине мифологических представлений формируется новый архетип — антибог, властитель недр. Громовержец символизирует власть, но любая власть должна быть подтверждена материально, силой властителя недр.
Это — египетский Анубис, индийский Шива, древнегреческий Аид. Период соответствует пробуждению страстей и обострению внутренних противоречий, что соотносится с типом семекарпуса (Anacardium orientale). Он связан с экстремальными обстоятельствами: потерей основы существования, тяжелыми заболеваниями, смертью. Состоянию души Анакарда соответствуют образы эриний и фурий (эринии (гневные) — старухи со змеями в волосах и факелами в руках — охраняли права умерших; фурии (неистовствующие) — богини возмездия и угрызения совести). Анакард, с его двойственностью, соотносим с индийским Шивой, который выпил мировой яд, вобрал в себя всё зло, очистив окружающий мир.
Табл. 1. Архетипы и гомеопатия. Проявление архетипов в образах.
Мифологические образы | Основные функции божеств | Главные понятия | Гомеопатические препараты |
Первозданный Хаос, боги моря,праматерь мира | рождение жизни,мятежность и жертвенность | Подсознание,изначальная целостность. | RHUS TOXICODEND-RON |
Бог светлого Неба, праотец | сотворение мира, отделение Неба от Земли | интуиция, открытие перспективы, принцип движения. | CALCAREA PHOSPHORICA |
предки, Боги Земли, Времени, Судьбы | освоение земли, сотворение людей, наделение судьбой | память, свои корни и место, принцип ограничения (материя) | AURUM METALLICUM |
Царь богов, громовержец, проводник воли Неба | управление Вселенной, распределение функций | мировоззрение, общество, религия, принцип организации целого | NUX VOMICA |
Бог подземного мира и смерти, преисподня | охрана богатств, разрушение, испытание на прочность, суд | инстинкты, невидимая реальность, принцип накопления возможностей | ANACARDIUM ORIENTALE |
Бог договора, божественный кузнец и герои культурные | установление законов, овладение огнём, культурное строительство | взаимодействие, культура отношений, принцип закономерности | CAUSTICUM HAHNEMANNI |
Мать — Земля, умирающие и вос-кресающие боги растительности | поддержание цикла земледелия, учёт урожая, исполнение закона | деятельность, механизмы функционирования, принцип порядка | ARSENICUM ALBUM |
Бог Солнца, соперник громовержца, герои | всевидение и всеохват жизни, дарение от избытка. | индивидуальность, жизненное творчество, принцип полноты и проявленности | ACONITUM NAPELLUS |
Боги Луны и материнства | счёт времени, сохранение преемственности жизни | своя душа, восприятие, принцип изменчивости | CALCAREA CARBONICA OSTEARUM |
Близнецы-прародители, Бог речи, письма и торговли | основание своего мира, нарушение запретов, фиксация и передача знания | речь, интеллект, преодоление традиций, принцип связи и обмена | TUBERCULIN |
Верховная богиня любви и красоты, заря и звезда Венера | утверждение власти чувств, созидание благополучия | чувство овладения природой, принцип созидания | PULSATILLA PRATENSIS |
Боги войны и мудрости, пастух- пастырь- вождь | Освоение стихий, победа разума, мессианство | воля «Я», выход на новый путь, принцип активности | MEDORRHIN |
С развитием общества формируется регламентация отношений между народами: права соседей на определенную территорию и независимое существование, обмен продуктов труда, предпочтение земледелия скотоводству. Возникает потребность в божествах — покровителях ремёсел (греческий Гефест, римский Вулкан, славянский Сварог). Гефест — бог кузнечного дела — родился безобразным, за что Гера сбросила его с Олимпа, однако, в жены ему досталась богиня красоты Афродита. Он символизирует огонь недр, укрощённый разумом, партнерство в отношениях, уравновешенность противоположностей. Гомеопатически этот период истории схож с типом соды (Causticum). Истинная цель Каустикум — обретение гармонии отношений, соблюдение социальной справедливости. Он идеалистичен, и если сам в силу физической неспособности не может подняться к небу, открывает путь другим (миф о Дедале и Икаре).
Создав железные орудия труда, приручив животных, определив социальные роли, люди заложили базу регламентированного ведения хозяйства. Основной стало разделение труда и кастовое размежевание. Период связан с превращением возможного в действительное за счет организации достаточно жесткого порядка и активного искоренения недостатков. Мифологическими образами являются египетский Осирис (умирающий и воскресающий согласно временам года), греческие Деметра (земля плодоносящая), Гигиея (дочь Асклепия), Персефона (дочь Деметры), римские Прозерпина и Церера (богини плодородия).
Гомеопатически этот период соотносится с типом мышьяка (Arsenicum), с его стремлением к поддержанию порядка и самосовершенствованию. Расцвет земледельческой цивилизации, овладение выплавкой металлов, изобретение колеса, способствовали расширению жизненного пространства народов. Рождались империи во главе с единовластными правителями. Божества этого периода — египетский Атон/Амон, греческий Аполлон, римский Эней.
Аполлон — всевидящий прорицатель, покровитель муз, сочетающий рациональную ясность со стихийными силами. Он учит людей искусствам, морали и религии, строит города и врачует. Кроме того, в мифологии появляются герои, что говорит о попытках человека провозгласить свою силу и независимость (Гектор, Ахилл, Патрокл, Самсон, Тесей и Прометей). Их жизнь состоит из подвигов, показывающие огромные человеческие возможности (12 подвигов Геракла, которые соотносимы с 12-ю месяцами года). Этот этап развития можно гомеопатически связать с типом борца реповидного (Aconitum). Сильная энергетика выделяет его из окружающего мира. Он не находит себя в обществе, если не превосходит его в чём-то и всё время тщетно старается заглянуть в будущее. Так пылкий Прометей, достав небесный огонь, вселил в людей надежду, но не дал предвидения судьбы.
Солнечных божеств всегда дополняли божества Лунные. Луна связана с древними тотемами, когда люди просили прощения у зверя за то, что съедали его. Человек отождествлял себя с животными предками, и тысячи лет мифы о бессмертии были связаны с Луной. Человечество как бы оглядывалось на животных, чтобы осознать пройденный путь. Эмоциональная память Луны — возврат к прошлому, в природное детство. Соответствующим гомеопатическим типом служит устричная раковина (Calcarea carbonica ostearum), со стремлением к размеренному образу жизни, сохранением черт инфантилизма, связью с домом и родом, впечатлительностью и восприимчивостью. Лунные божества — египетская Изида (помощница в родах и богиня воды), греческая Селена (Геката), римская Амалфею (коза, вскормившую Зевса), славянские Лада и Леля.
Луна вбирает в себя всё богатство прошлого, чтобы родилось нечто новое — развитый интеллект. В отличии от символического мышления, интеллекту требуется развитая речь. В мифах он предстает прежде всего как хитрость. Это хорошо иллюстрируется в легенде о Гермесе. Едва родившись, он украл коров у Аполлона. И тот, несмотря на всеведение, не смог добиться чистосердечного признания от хитреца, завернувшегося в свои пеленки. А Гермес своими речами смог разжалобить даже Зевса. Так слова обманывают, но, в то же время, лучше всего передают и хранят информацию. Под знаком этого архетипа бурно развились математика, медицина, письменность и торговля. Это было время первых больших путешествий, что нашло отражение в легендах об Одиссее и аргонавтах.
Гомеопатически период можно соотнести с нозодом туберкулёза (Tuberculinum). Он постоянно стремится к новым возможностям, но не успевает осознавать предыдущую информацию. Поэтому его картина мира, не успев сформироваться, рушится, подобно Вавилонской башне, распадаясь на привычную суету мелких дел.
Практические достижения мысли приводят к расцвету жизни, и следующий мифологический архетип описывает её полноту и изобилие. Мифология повествует, что стихия чувств вошла в мир через образ мощи и красоты природы, потом она трансформировалась в инстинкт страсти, и, лишь затем, преобразилась в понятие любви. Этот период соответствует расцвету культуры и признанию самоценности искусства. Его мифологические персонажи: Изида (в Египте), Лакшми (в Индии), Афродита и Эрот (в Греции), Венера, Амур и Купидон (в Риме), Лада (у славян).
Соответствующий гомеопатический архетип – анемон (прострел, Pulsatilla), с естественностью чувств и удовлетворением желаний, способностью получать удовольствие и наслаждение жизнью.
Человечество проходило биологическую, социальную и ментальную эволюцию.
Мирное соперничество культур сменялось их открытой борьбой, безжалостно стирающей с лица земли целые города с их неповторимыми особенностями. Эпоха доказательства своего «я» стала периодом затяжных войн и восстаний. Ответом на разрушительные выступления стали законы, утверждающие новый статус личности. Это привело к развитию светского искусства и зачаткам атеизма. Божества данного периода: древнегерманский Один, греческие Арес, Деймос и Фобос, Пан, славянские Ярило и Леший. Воинственный Арес — коварный и вероломный бог, нелюбимый отпрыск Зевса, его дети — Деймос (ужас) и Фобос (страх). Пан — лесное божество с рожками и копытами, наводил на врагов стихийный страх, названный по его имени паникой. Гомеопатически эти божества можно соотнести с конституциональным типом нозода гонореи (Medorrhinum), с его торжеством инстинктов над разумом и природной хаотичностью.
Древние мифы причастны вечности, и от того они не канули в прошлое. А в реальной жизни нам раскрывают архетипические качества реальные люди, которые приходят на гомеопатический прием. Нужно лишь увидеть за их частными симптомами стержень личности и правильно подобрать лекарство.
ЛИТЕРАТУРА:
- Долинина И.В. // Актуальные вопросы гомеопатии: место и возможности гомеопатического метода в практическом здравоохранении: Матер.XI научно-практ. конференции. – СПб., 2001. — С. 22.
2. Иванив А.П. Materia Medica динамизированных лекарственных средств из царства животных в гомеопатии. – Одесса: Рекламсервис,1999.
3. Лукас Г., Спиранти Е. // Український гомеопатичний щорічник. – 1998. – Т.1. – С. 22-23.
4. Палагин П.А. Мифы астрологов и гомеопатов. – Спб., 1994.
5. Юнг Г.К. Алхимия снов. – СПб.: Тимошка, 1997.
6. Юнг К.Г. Человек и его символы. – М.: АСТ, 1997.
7. Юнг Г.К. Психологические типы. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
8. Юнг Г.К. Психология бессознательного. – М.: АСТ, 2001.
9. Coulter C. Nature and human personality: homeopathic archetypes. – St. Louis: Quality Medical Publishing Inc., 2000.