— 450 —
У 5-месячного ребенка появились лихорадочные явления, «которые вероятно следовало прописать воспалению оспенных гнойничков, которых было привито по 3 на каждой руке и которые начинали гноиться». Для уничтожения лихорадки была предписана салициловая кислота по 1 грамму (16 гран) в 3 приема, которые должны были быть привиты непосредственно один за другим; ребенок так сильно упирался, что принял только 0,75-0,80 грамма. Он тотчас стал беспокоиться, кричать, метаться и проч. Оказалось, что слизистая оболочка во рту и зеве была разъедена, как от ляписа; ребенок не мог более глотать и каждое прикосновение ко рту, щекам и горлу по-видимому причиняло боль. Сильно задыхаясь, ребенок умер от последствий салициловой кислоты, как доказало вскрытие (ib).
Головокружение, шум в ушах, даже глухота, одышка показаны в аллопатических сочинениях последствиями салициловой кислоты.
Бриде1, например, наблюдал после салициловой кислоты полнейшую глухоту, в препарате уха этого оглохшего человека он нашел все перилимфатическое пространство в полукружных каналах наполненным пучками соединительной ткани различной толщины.
В «Berliner klinische Wochenschrift» 1883 стр. 241 и далее, сообщают, что у одной дамы при второй дозе в 4 грамма (64 грана) Natri saliсylici сделалась одышка, которая угрожала смертью. Несмотря на это, той же самой пациентке дали позднее еще новый такой же прием (!); снова началась сильная одышка, так что окружающие стали опасаться смерти, затем появились головокружение, шум в ушах, систолический шум сердца, слабость сердца, прерывающийся пульс, мутность зрения.
Проф. Y.2 давал в клинике 17-летней страдавшей ревматизмами девушке ежедневно сначала 10, а потом 12 граммов Natri salicylici. На четвертый день последовала смерть. На основании протокола о вскрытии сам лечивший профессор высказывает суждение: «Конечно, не подлежит никакому сомнению,
———————————————————————————
1 Deutsche Medicinalzeitung. 1883. S. 51.
2 Berliner klinische Wochenschrift 1882. S. 709 u. f.
— 451 —
что смертельный исход в данном случае следует поставить в вину салициловому натру».
Вместе с тем он приводит обширную литературу, где сообщены отравления после врачебных дел салициловой кислоты. Третье, уже несколько лет вошедшее в моду аллопатическое средство, это хлоралгидрат. Об его «побочных действиях» аллопаты сообщают: «Что большие дозы хлоралгидрата могут также вызывать явления отравления и к тому же весьма серьезного характера, и даже причинить смерть, это доказывают многочисленные наблюдения, произведенные над больными… Можно утвердительно сказать, что отдельные лица были отравлены приемами, не выходившими за пределы дозволенных медицинских доз».1
Этот реферат принадлежит Гуземану, который показывает врачебную дозу хлоралгидрата как наркотического средства, от ½-2 грамм (8-32 грана) (его «Arzneimittellehre», 1875).
Другой автор объявляет2: «К сожалению, нам приходится привести довольно большое число случаев, которые доказывают, что и хлоралгидрат служит причиной опасных и нежелательных побочных действий. Предполагать, что именно во всех этих случаях давался не чистый хлорал, было бы непозволительно». Следует подробное описание отравлений.
Далее сообщают3: «Над ядовитыми действиями хлоралгидрата снова сделаны многочисленные наблюдения». Передается множество случаев, в которых обычные приемы этого средства подвергали опасности жизнь, которую удавалось спасти лишь с большим трудом.
Сверх того в этом сообщении приведено 7 смертельных случаев вследствие употребления хлоралгидрата у людей, вовсе не страдающих смертельною болезнью. Умерла одна женщина, которую для извлечения зуба нужно было немного усыпить; она приняла 3,75 грамма (60 гран) и очень скоро умерла. 43-летний виноградарь умер «почти мгновенно » после 5-ти граммов (80
———————————————————————————
1 Schmidt’s Jahrb. В d. 151. S. 97.
2 Schmidt’s Jahrb. Bd. 153. S. 140 u. f.
3 Ib. Bd. 155. S. 146 u. f.
— 452 —
гран), а 48-летний нотариус после такой же дозы — через 1/4 часа; одна женщина умерла через 3 часа после 6-ти граммов (93 гран).
«Одна молодая дама, 20-ти лет, пользовавшаяся вообще хорошим здоровьем», приняла против менструального страдания 1,8 грамма (29 гран) хлоралгидрата. Она приняла это лекарство в 10 часов вечера и после предшествовавшего возбуждения заснула и уже более не просыпалась. Несмотря на все усилия врачей, на следующее утро она была трупом (ib).
Далее там же рассказывается, что та же участь постигла одного молодого человека и «другого пациента».
Кроме того, множество убедительных фактов собрано в Bayr. ärztl. Intelligenz-Blatt. 1872. Bd. 19.
На съезде естествоиспытателей в Фрейбурге 1883 г. был признан факт, что «в литературе приводится длинный ряд случаев», в которых большие дозы хлорала вызывали быструю смерть, непосредственно вследствие паралича сосудов и сердца; причем больные одновременно с понижением температуры тела впадали в обморок, из которого они уже более не пробуждались.
Сверх того, тот же оратор обсуждал явления xpонического отравления хлоралом, выражающееся расстройством пищеварения, поражением кожи, сильной краснотой головы при весьма умеренном употреблении спиртных напитков: соразмерно с этим гиперемия соединительной оболочки и глазного дна, усиленная деятельность сердца, значительный упадок питания тела, сильные боли в членах и легкие психопатические расстройства. В связи с этим было рассказано о вполне развившейся душевной болезни у человека, принимавшего хлоралгидрат и морфий против астмы.
Кому для суждения об аллопатических «орудиях лечения» недостаточно этих фактов, тот может найти достаточный материал в ежегодниках упомянутого журнала.
Таким образом, вместе с остальными лекарствами можно было бы показать, что Morphium, Kali chloricum, Digitalis, Jod., ртуть и проч., в руках аллопатов ежедневно также служат орудиями, разрушающими здоровье и жизнь.
— 453 —
Вспомним только о массе разрушительной ртути, которую изо дня в день вводят в организм достойных сожаления людей и истребительные свойства которой часто хуже самой болезни.
Случайные и искусственные отравления ртутью доказали, что ими можно вызывать воспаления и язвы слизистой оболочки, объемистые нагноения кожи, костоеду зубов, поражения костей до образования изъявления, воспалительные и разрушительные процессы в легких, кровохаркание и пр. Беспечепность доводит аллопатов до введения в больной организм невероятного количества этого разрушительного металла посредством втираний и проч. Втирание в 75 граммов (2½ унции) серой ртутной мази в течение 10-14 дней обычны.
Обстоятельство, что этот яд действует не на всех индивидуумов с одинаково разрушительной силой, и что многие лица переносят его, не подвергаясь немедленным заболеваниям, заставляет аллопатов забывать, с каким опасным ядом они делают опыты и именно в такое время, когда, благодаря великому исследователю Ганеману, можно обходиться без таких опасных доз.
О побочных действиях столь распространенного Кali chlorici (бертолетовой соли) находятся довольно подробные изложения в Schmidt’s Jahrbücher1. Это средство может причинять воспаления мозга, воспаление слизистой оболочки желудка и кишок, воспаление в почках и смерть, что уже выяснилось 20 лет назад и в последние годы во многих случаях подтверждено вскрытиями. Приводится целый ряд примеров, где смертельный исход в большинстве случаев следует приписать превышению врачебных предписаний, причем часто оказывается, что причиной были щедрые аллопатические дозы этого средства.
Во всяком случае, здесь аллопаты дают доказательство вреда аллопатических лекарственных доз.
Точно так же нетрудно привести доказательство пагубных аллопатических доз йода, вызывающего атрофию, сухотку, альбуминурию и пр., а также и вреда дигиталиса и многих других предписываемых аллопатами лекарств.
———————————————————————————
1 Bd. 187. S. 14. und Bd. 18 S. 12.
— 454 —
Лекарственные дозы вместо того, чтобы уменьшаться, кажется, скорее увеличиваются, сообразно грубым симптоматическим понятиям, из которых исходят аллопаты. В 1835 г. в изданном Вирховым руководстве специальной патологии и терапии1 еще можно было говорить: «Хронические отравления морфием и содержащими морфий веществами, к счастью, почти совсем не наблюдаются врачами и не встречаются в их практике в Германии, почему они и не представляют клинического интереса».
В настоящее же время издаются особые сочинения об «отравлении морфием», о «лечении больных морфием» и рассылаются объявления о «лечебных заповедях для нервных больных и страдающих последствиями морфийного лечения», как будто бы морфийная болезнь представляет естественный болезненный процесс. Каждую морфийную болезнь можно приписать аллопатической инициативе.
При этом не следует забывать, что подобные сильно действующие на тело вещества вводятся в больной, ослабленный организм и что, следовательно, его отягощают еще лекарственной болезнью и ставят ему задачей преодолеть кроме естественной еще и лекарственную болезнь.
В «Allgem. Arzneiverordnungslehre»2 говорится: «Либермейстер при сильной лихорадке дает пилюли с 0,003(!) (1/12 грана) вератрина, каждый час по одной, пока не последует сильная тошнота или рвота, для чего обыкновенно достаточно 4-6 пилюль».
Подобные предписания снова напоминают «науку» прошлого столетия. И это образ действия профессора, который стольким молодым врачам дает нaпрaвлениe их терапевтических принципов. Более старые врачи также подражают таким предписаниям и чувствуют себя правыми и на самом деле, действительно, они защищены во всех случаях, когда последствиями такого лечения бывают дурные исходы. В руководстве фармакологии Нотнагеля и Россбаха3 говорится:
———————————————————————————
1 Bd. II. Abth. I. S. 291.
2 Von Ewald u. Lüdecke. Berlin. 188З. S. 687.
3 Berlin. 1878. S. 611.
— 455 —
«Бывали случаи, что дети умирали уже после 0,001 граммов (1/60 грана) морфия, определенного, впрочем, по расчету принятого опия». Поэтому не советуют давать опий маленьким детям. Но, согласно тому же источнику, известная доза опия соответствует по силе действия на две трети меньшей дозе морфия.
Проф. Зейтц советует в терапии Нимейера1 против желудочного катара с поносом у маленьких детей тинктуру опия 2-5 капель на 100,0 салепного декокта, через каждые 2 часа по чайной ложке.
Между тем, книгой Нимейера руководствуется каждый практикующий врач, в особенности же молодые аллопаты черпают из нее свою терапевтическую мудрость. И вот такое руководство советует опий в дозах, представляющих опасность.
Физиология учит, что сила возбуждения никак не соразмерна силе раздражения. Раздражение действует физиологически, разрешая сумму напряжений, силу которых нельзя рассчитать по торговому весу введенных средств.
Следовательно, кроме вреда, который аллопаты причиняют своими лекарственными дозами, они и в этой области идут вразрез с физиологией. Их терапевтическое правило «много помогает много», получающее притом особое значение в силу неосуществимого (по крайней мере, для внутренней медицины) намерения умерщвлять бактерии, совершенно нефизиологично.
———————————————————————————
Рассматривая аллопатическую терапию конкретнее, легко убедиться в верности вышеизложенных выводов. Мы выбрали воспаление легких не потому, чтобы, по вашему мнению, при этой болезни можно было рельефно оценить достоинство какого-либо способа лечения, скорее, наоборот, мы считаем его непригодным для этой цели объектом, а потому, что аллопаты всего более любят показывать свое искусство именно на этом болезненном процессе
Корифеями соответствующего «рационального» лечения являются Либермейстер и Юргенсен, которым по этому поводу
———————————————————————————
1 10 Aufl. 1879. S. 342.