Беннингхаузен Quomodo? (Как? Каким образом?)

6. Quomodo? (Как? Каким образом?) Этимология данного слова блестяще описывает сущность и рамки этого рассматриваемого вопроса. Поскольку modus в античных языках относится не только к образу и способу вообще, но также ко всем модификациям, которые могут наблюдаться при любых явлениях (мера, критерии, цель, взаимоотношения, изменения и т. д.), таким образом, все то (за исключением времени, которое относится к нашему последнему вопросу — Quando?), что обладает способностью продуцировать модальность, ухудшение или улучшение в случае болезни, неизбежно причисляется к данному пункту. Этот вопрос имеет двойное значение для гомеопатии, во-первых, потому, что система модальностей является открытием гомеопатии, она получила свое развитие только благодаря ей и поэтому считается ее неоспоримым и исключительным достоянием, и, во-вторых, потому, что результаты патологических испытаний и опытные данные, все без исключения, относятся к более или менее характерным симптомам, из которых ни один, даже негативного характера, не считается бесполезным.
Аллопатия никогда не уделяла какого-либо значительного, способного пойти на пользу делу терапии внимания данному моменту. По крайней мере, аллопатические руководства по патологии, терапии и лекарствоведению не содержат никакой значимой информации по этой проблеме.
Гомеопатия, напротив, вскоре после открытия теории модальностей признала ее важнейшее терапевтическое значение, и мы обнаруживаем ее первые, но уже ясно обозначенные наметки в Ганемановом «Fragmenta de viribus medicamentorum posilivis ‘s», который вышел в свет в 1805 году. Но за время развития нашего учения важность данной теории стала еще более очевидной, и вскоре она была признана теорией исключительной важности, так что в патогенетических испытаниях более позднего периода данному моменту стали уделять все большее и большее внимание. По этой причине более поздние патогенезы являются более завершенными за исключением тех, что представлены Ганеманом в его работе «Materia Medica Рига», т. к. они были разработаны с особыми вниманием и усердием и по причине их постоянного применения снабжены обстоятельными пояснениями.
Если мы сравним списки симптомов препаратов, патогенезы которых являются достаточно полными, то даже при поверхностном просмотре будет видно, что почти в каждом из них содержатся симптомы, являющиеся общими почти для всех болезней. Головная боль, колика, боль в груди, диарея, запор, а также одышка, боли в конечностях, лихорадка, кожные симптомы и т. д. в той или иной степени выраженности есть практически в патогенезах всех препаратов. Но если мы изучим данные симптомы более внимательно в связи с отдельно взятыми органами и частями тела, а также различными ощущениями, тогда, действительно, появятся различия, и мы часто обнаруживаем симптомы, которые проявляются более или менее часто при действии одного лекарственного средства и абсолютно отсутствуют при действии другого. Но число этих различий становится все больше, и для установления точного и несомненного выбора лекарственного средства мы чувствуем необходимость рассмотрения дополнительных моментов, способных помочь в установлении simillium среди конкурирующих препаратов. В этом случае Quomodo? совместно с Quando? обычно позволяют решить проблему самым позитивным образом и не только устраняют все сомнения, но также дополнительно подтверждают правильность нашего выбора. Само собой разумеется, при подобных исследованиях и сравнениях мы должны исходить из определенных позиций.
Недостаточно, к примеру, рассмотреть движение вообще в сопоставлении с неподвижностью всего тела или его пораженной части. Мы должны также исследовать модальности пациента при начале движения, при непрерывном движении, а также рассмотреть различные виды и длительность движения. То же самое относится к положению лежа: мы должны рассмотреть не только виды положений (на спине, на боку, скрючившись горизонтально и т. д.), но и модальности улучшения или ухудшения состояния пораженной части тела в положении лежа на болезненной части или, наоборот, на безболезненной. Все подобного рода сведения необходимо выявить точно и сопоставить с патогенезом препарата.
Довольно значительное место в данной рубрике отводится вопросу приема пищи и питья, и это важно не только при болезнях органов пищеварения, но также при лихорадке и других внутренних и наружных заболеваниях. В данном случае не столько характеристика аппетита или жажды, которым аллопаты в некоторых случаях также придают соответствующее значение, сколько вопросы пристрастия и отвращения к тем или иным продуктам или питью и еще в большей степени изменение состояния пациента после приема той или иной пищи часто являются важнейшими симптомами, указывающими на препарат. Поэтому опытные врачи-гомеопаты всегда уделяют огромное внимание данному вопросу, и очень хотелось бы, чтобы все сведения, касающиеся этой темы, выявленные различными практикующими врачами, собирались бы и публиковались.
Выше было между делом отмечено, что даже симптомы негативного характера, если они относятся к данной рубрике, нельзя оставлять без внимания. Лучше всего пояснит сказанное следующий пример: когда пациент, состояние которого согласно пяти вышеуказанным вопросам соответствует Pulsatilla, чувствует себя лучше в по кое в теплой комнате и хуже — на свежем прохладном воздухе, а также любит жирную пищу и хорошо переносит ее или демонстрирует другие особенности, идущие вразрез с характеристиками Pulsatilla, то это дает веское основание усомниться в целесообразности этого препарата в данном случае и поискать другое лекарственное средство, которое согласуется с симптомами пациента по всем пунктам.
Жаль, что объем, отведенный для данного трактата, который, возможно, и так уже значительно превышен, не позволяет мне более обстоятельно рассмотреть вопросы, относящиеся к этому разделу, поскольку я считаю, что симптомы, которые относятся к этому и следующему пунктам, являются очень важными, достоверными и посему решающими для выбора препарата. Даже категория многочисленных рефлекторных действий, почти все из которых попадают в эти две рубрики, не могут своими внутренними противоречиями принизить важность этих двух моментов, поскольку мы знаем об их обоюдной ценности и способны должным образом оценить значение каждого.